им не нужна помощь для дальнейшего развития. Представители основных западных философских концепций считают, что принять эту силу довольно трудно, поскольку их системы верований основываются на утверждении, что мир и человечество пали, погрязли в разврате и грехе. Если рассматривать этот мир как ошибку, тогда его невозможно оценить вне ограничений того потенциала, который можно эксплуатировать. Такова управляющая установка. Она превозносит власть над миром – обычный метод, при помощи которого западная культура учит нас овладевать силой. «Власть над...» чем-либо представляет собой патриархальное изобретение; для ее существования необходима иерархия, безупречный порядок. Здесь речь идет о доминировании над природой и другими людьми1.
Подчиняясь миру и природе, вы открываете свое сознание тому факту, что люди, по словам одного индейского вождя из Сиэтла,– это «нити в паутине жизни», а не сама паутина. Поэтому что бы мы ни делали с этой паутиной, мы делаем это с собой. Рассуждая с этой точки зрения, вы пробуждаете к жизни силу и власть, возникающие из независимости. Когда вы подчиняетесь независимости, получается новая парадигма силы – она называется «сила вместе с..». Для собственной эффективности этой силе уже не нужна иерархия. «Сила вместе с...» берет эту иерархию на свою сторону. Потому-то наполнение силой происходит равномерно: каждый из нас, каждое живое создание за время своего существования в состоянии предложить что-нибудь ценное; следовательно, каждый живой организм содержит в себе определенное количество общей силы [2].
Например, сила присутствует в группе друзей, которые есть у вас, ибо эффективность взаимодействия ваших умений и способностей значительно превосходит возможности каждого в отдельности. Иногда желание, воля индивидуума могут быть необходимы; но то же можно сказать и о коллективном желании, воле. Сила подчинения – это сила, которая помогает вам укрепиться в перспективе взаимного сотрудничества, – а это выходит довольно далеко за рамки индивидуального авторитаризма, поддерживаемого иерархией [3].
Повторимся снова: здесь тоже присутствует опасность примкнуть исключительно к подобной психологической точке зрения. Все же бывает так, что нужны именно индивидуальные действия. Если речь идет, скажем, о самообороне, самосовершенствовании, самореализации или, наконец, об исполнении личного желания, вам потребуется мобилизовать вашу собственную силу желать и перейти к действиям. Как и в случае с силами Запада (силой принятия и силой посметь), ведьма учится уравновешивать южные силы желания и подчинения.
Сказка о Драчливом Демьяне [4]
Жил-был однажды человек, которого звали Демьяном. Больше всего на свете он любил драться. Все соседи по деревушке знали нрав Демьяна и предпочитали избегать встреч с ним.
И крестьянам настолько удавалось не встречаться с Демьяном, что тот вскоре огорчился – не с кем больше драться, никто ему не попадается. Тогда Демьян решился на хитрость. Однажды он пригласил соседа зайти к нему в дом. Только сосед вошел, как Демьян приказал жене накрывать на стол, а сам усадил гостя ужинать. «Ну что ты, не стоило так беспокоиться, я не голоден», – попытался было вежливо отказаться сосед.
Демьян тут же дал ему тумака: «Если в гостях сидишь – делай то, что хозяин велит!» Уловка Демьяна удалась: сосед, испугавшись, послушно сел за стол. Когда жена Демьяна поставила еду, сосед принялся послушно есть.
Но Демьян тут же бросился нарезать бесчисленные ломти хлеба. «Зачем тебе столько кусков, Демьян?» – спросил сосед.
Тут Демьян снова двинул соседа, крикнув: «Невежливо давать советы хозяину! В гостях сидишь – так делай то, что хозяин дома велит!» Сосед совсем уж растерялся, и, когда Демьян предложил ему хлеба, отказался есть. Такое непослушание только и нужно было Демьяну – он начал лупить соседа со словами: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят!» Едва живой, перепуганный сосед насилу вырвался и был таков.
Как-то к дому Демьяна подъехал на худой лошади мужичонка в рваной латаной одежонке. Он без спросу въехал на подворье. «Ага! Еще один под руку подвернулся!» – решил Демьян про себя, а вслух сказал: «Добро пожаловать, незнакомец!»
«Спасибо тебе, Демьян, – ответил пришелец, – прости меня, пожалуйста, что я пришел сам, без спросу».
«Ну что ты, заходи, заходи, гостем будешь!» – откликнулся Демьян.
Новый гость вошел в дом, и хозяин тут же предложил ему сесть за стол. Вскоре Демьян распорядился, чтобы жена накрывала на стол и принесла хлеба. Однако незнакомец все ел и ел, не переча хозяину. Как