с групповой динамикой. Тем не менее они применимы также к потокам и направлениям духовной силы. См., напр.: Стэрхоук. «Правда, или Смелость». – Сан-Франциско, «Харпер энд Роу», 1987 г., стр. 8–10.
[4] На основе «Сказки о драчливом Демьяне», пер. Норберта Гутермана // в кн.: Александр Афанасьев. «Русские народные сказки». – Нью-Йорк, «Пантеон Буко», 1945, стр. 163–164.
[5] Многие обнаруженные мной русские народные сказки сосредоточены на поединке. Несмотря на то что иногда их персонажи проявляют духовные принципы, они, тем не менее, вооружены и готовы сражаться.
[6] В частности, из произведений на барабане Габриэля Рота я рекомендую «Тотем, кости и Луна». У Джима Мак-Грата мне больше всего нравятся «Латынь Касселя» и «Словарь английского языка». – Нью-Йорк, «Макмиллан Паблишинг», 1987 г.
Глава 8. Сила удивляться
Мудрец говорит:
Не бойся казаться глупцом, потому что глупцы осмеливаются идти за пределы познанного. Все, что известно тебе сегодня, становится бессмысленным перед лицом завтра. Помни, что некогда общераспространенным было мнение, будто и Солнце, и Луна, и вся Вселенная вращаются вокруг Земли! Глупцы осмелились выйти за пределы этого знания. Это и твоя задача: уйти за рамки того, что известно, и прийти к тому, что будет известно. Так сделай же шаг в пропасть, мой милый дурачок, ворвись в неоткрытые еще земли, ибо там тебя ждет сила удивляться.
Начинайте удивляться
Я удивлен» – мне кажется, что я нередко ловлю себя на этой фразе. Мое удивление происходит не оттого, что у меня мало знаний, – наоборот, оно возникает из понимания ценности высвобождения тех знаний, которые я вкладывал в себя долгие годы. Может быть, это звучит довольно парадоксально, даже глуповато, но это так.
Те, кто владеет силой удивляться, настраивают себя заодно с энергией глупца. Истинные глупцы – это совсем не обязательно люди с неразвитым интеллектом или безответственные, легкомысленные тупицы. Они достаточно мудры, чтобы понимать: для творческой концептуализации им необходимо отойти от того, что уже известно. Поступив так, они возвращаются обратно с новой идеей, целительным эликсиром или обновленным учением; при этом мы можем быть совершенно уверены, что происхождение этого нового лежит в неизвестности. Именно на это осмеливаются глупцы.
Тот, кто удивляется, обладает способностью воспринимать жизнь через свое обладающее определенной гибкостью сознание. Это сознание глупца в состоянии проникнуть через кордоны стражников, останавливающих всех остальных словами «Этого нельзя делать». Глупец же знает, что сделать это возможно – при условии, что у него будет достаточно времени и места, чтобы удивляться.
Те же, кто не в состоянии согласиться с изменениями или разнообразием, просто боятся умеющих удивляться. Действительно, определенное разнообразие необходимо, чтобы органическая жизнь могла расцветать. Ведь все, что остается в неподвижности, что заморожено во времени и пространстве, оказывается вырванным из потока жизни, маны или ци, пропитывающих все живое. Удивляясь, вы тем самым открываетесь для высшего творчества, раскрываетесь для наиболее глубокого самовыражения. Это следующая стадия в вашем движении ко внутренней жизни по спирали, идущей против хода солнца.
Вы начали на Западе с того, что укоренили и сфокусировали свое сознание здесь и сейчас; затем на Юге вы научились расслабляться, дали вселенским процессам властвовать в вашем теле и разуме. Теперь же вы откроетесь спонтанности вашего собственного сознания.
Идею гибкости сознания, удивления и движения сквозь всякие границы хорошо иллюстрирует следующая головоломка:
Условие: соедините все девять алмазов четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручки от бумаги
Ключ к решению этой головоломки заключается лишь в вашем желании бросить вызов условностям.
Примером широко распространенного условного мышления является то, что я называю «культурной картой». Эта карта представляет собой набор неписаных правил, которые управляют нашим социальным поведением и тем самым «держат нас в узде». Например, вы можете знать, что, глядя в упор на незнакомого вам человека или громко беседуя на публике о подробностях сексуального поведения, вы преступаете каноны культурной карты. Люди вокруг нас также способствуют удержанию нас в рамках этой карты. Карта присутствует с нами всегда и везде. Ненавистная власть социального внушения в том, что оно обычно действует глубже уровня осознания; нередко его сложно даже обнаружить, не говоря уж о том, чтобы полностью избежать. Самонастройка на удивление поможет вам