Чиж

О Некрономиконе

- “Книга Эйбона“ - выдуманная книга, предложенная в литературную библиотеку Лавкрафта поэтом и художником Кларком Эштоном Смитом.

«U… Kulten» Юнцта – выдуманная книга выдуманного автора, предложенная Робертом Хауардом.

И последнее – некоторая графика, названия, заклинания и все имена исследователей, на которые ссылается Мира, предложены в книге Лавкрафта «Жизнь Чарьза Декстера Варда. В книгах, о которых сегодня я говорю, это с 49 страницы Г.Ф.Лавкрафт «Хребты Безумия».

Извините, за столь большую ссылку – меньше не получается. Главное, что я хотел сказать, весь Некрономикон изложен по частям в тех четырех томах, которые сейчас лежат на моем столе.

Теперь о Некрономиконе в России …

До 15 марта 1937 года Некрономикона в виде отдельной книги не существовало. Да, Некрономикон был разбросан по страницам книг Лавкрафта, да он писал о Некрономиконе, как о событии американской и европейской культуры, но книги “Некрономикон“ написанной от лица араба Альхазреда, не существовало. Лавкрафт умер 15 марта 1937 года и не успел “впустить“ этот труд, выдуманный им самим от начала до конца, для чтения и изучения. Лавкрафт писал, что Некрономикон и место действования пришли к нему в его сновидениях. На иностранные языки произведения Лавкрафта при жизни не переводили, и потому в других странах о Некрономиконе в принципе даже не слышали.

После смерти Лавкрафта остался “Лавкрафтовский кружок“. Огюст Дерлет и Дональд Вандрей основали компанию под названием “Аркхем Хаус“ и начали издавать книги Лавкрафта. Чуть позже Дерлет начал писать произведения “под Лавкрафта“. И именно Дерлет воспользовался

термином “Миф Ктулху“ и именно Дерлет развил космогонию Лавкрафта и именно он же собрал из книг Лавкрафта Некрономикон и подготовил его к изданию от первого лица - Абдулы Альхазреда. Впоследствие еще некоторые подражатели стали писать “под Лавкрафта“ и развивать дальше Некрономикон. Именно Дерлет до 1961 года претендовал на то, чтобы конролировать литературное наследие Лавкрафта.

Дерлет выпустил первое издание “Некрономикона“ в нескольких экземплярах, на пробу, раздал его друзьям, но книга не нашла интереса. Несколько раз он

переписывал Некрономикон компануя его из тех или иных частей, переставляя их, сокращая и расширяя, но критики друзья так и не нашли в ней ничего

захватывающего - все это были компиляции Лавкрафта и не более, а его книги были всем и так известны. Дерлет так и не выпустил Некромикон и не напечатал ни одной книги типографским способом.

В России “Некрономикон“ Лавкрафта никогда не издавался и, по моим сведениям, до 1998 года в России не было Лавкрафтовского Некрономикона ни на каком другом языке. Лавкрафт при сочинении Некрономикона ориентировался на мифы Вавилона и Ассирии. Археологическая экспедиция под руководством У.Андре в период с 1903 по 1914 года обнаружила руины Ашура, ассирийского религиозного центра и древнейшей столицы государства. Практически одновременно с раскопками

в Ашуре завершились археологические работы экспедиции под руководством

Б.Колдюи в окрестностях Вавилона. Вавилоняне поклонялись Мардуку, ассирийцы Ашуру. Некрономикон Лавкрафта опирался на вавилонские и ассирийские божества.

Именно поэтому Некрономикон Лавкрафта отличается от других известных

версий Некрономикона, и Некрономикон Лавкрафта единственный, который отличается

целостным и законченным эпосом и не содержит прямого упоминания шумерских богов. Дело в том, что о Шумере во времена Лавкрафта только начали узнавать.

Лишь в январе 1869 года Джулс Опперт, выступая на собрании Французского

Общества Нумизматики и Археологии, выдвинул гипотезу о существовании

до-аккадского языка и народа. А первые масштабные раскопки на территории

древнего Шумера были предприняты в 1877 году французскими археологами, раскопки продолжались до 1933 года. Поэтому Некрономикон Лавкрафта не содержит ни шумерских символов, ни шумерской “графики“. Да и вообще все издания Некрономикона (любых авторов и составителей) не содержат ничего шумерского.

В свое время Идрис Шах - привел пример греческого амулета против врагов 4-5 веков. Этот амулет приведен например в книге Идрис Шах “Магия Востока“,

“Локид-Миф“, Москва, 2000 год, на стр. 20. Именно этот амулет (в сокращении)

приводится во всех известных Некрономиконах. Другой талисман, размещаемый в Некрономиконах, взят из книги аль-Газали “Избавление от ошибок“. А большинство других знаков и заклинаний Некрономикона нашлись на ассирийских глинянных дощечках Шурпу. Компиляция Некрономикона сделана на основе изданных во времена