число, а
при добавлении единицы к нечетному, оно превращается в четное, и таким
образом, мужское число становится женским. Четность и нечетность были
для пифагорейцев столь важными понятиями, что они включали эту
бинарную оппозицию наряду с другими парами (такими как
мужское-женское, светлое-темное, предельное-беспредельное,
доброе-злое) в список из десяти пар противоположностей, которые они
считали началом всего сущего. Пифагорейцы оперировали числами не
только в уме, виртуально, но и реально: у них каждому числу
соответствовал камешек (calculus - отсюда и современное слово
калькулятор). Камешки раскладывались на доске, называемой абак,
которую А. В. Волошинов назвал первой в истории "вычислительной
машиной". Вначале счет был безмолвным (само слово "абак" означает
"бессловесный") и производился в уме, а затем появилась письменная
фиксация чисел и операций с ними, названная нумерацией и
распространенная в своих двух разновидностях - аттической и ионийской.
До наших дней дошла таблица умножения, записанная в ионийском ключе,
которая помимо своей основной функции представляла собой иллюстрацию
такого свойства чисел как их пропорциональность. Вообще, учение о
пропорциях было важным свойством системы Пифагора. Под пропорциями
пифагорейцы понимали равенства отношений между измеренными величинами.
Основное свойство пропорций заключалось в том, что произведение
средних членов пропорции всегда равно произведению крайних ее членов.
Пропорции подразделялись на арифметические, геометрические,
гармонические (музыкальные) и непрерывные (то есть такие, у которых
средние члены совпадали). Одна из наиболее ярких пропорций, открытых
пифагорейцами, была впоследствии названа "золотым сечением" Леонардо
да Винчи, который пытался воплотить ее принцип в своих многочисленных
изобретениях. Принцип золотого сечения применялся в античной
архитектуре, где все произведение смотрелось как единое целое лишь в
том случае, когда все его части находятся в непрерывной
пропорциональной взаимозависимости. (Кстати, принцип
пропорциональности нельзя считать принадлежащим одной лишь западной
культуре - достаточно вспомнить знаменитый тибетский "Канон
пропорций".)
Пифагорейская наука о числах, переведенная в пространственную, то есть
геометрическую плоскость, позволила ввести в эту область знания
понятие аксиом (отправных недоказуемых положений, носящих характер
самоценной истины) и теорем (выводящих истину из предшествующих
логических рассуждений и систем аксиом). "Доказуются теоремы, а
аксиомы проверяются сердцем", - говорил Пифагор, подчеркивая разницу
между рациональным и интуитивным способом познания. И конечно, одним
из наиболее известных, обессмертивших имя философа, достижений стала
знаменитая теорема Пифагора.
Пифагорейский принцип "Все есть число" нашел свое отражение в теории
музыки, где были открыты новые пропорции чисто звукового плана. А. В.
Волошинов следующим образом формулирует два закона, связанные с
символизмом чисел и положенные в основу пифагорейской теории музыки:
"1. Две звучащие струны дают консонанс лишь тогда, когда их длины
относятся как целые числа, составляющие треугольное число 10= 1+2+3+4,
то есть 1:2, 2:3, 3:4. При этом интервал тем звучнее, чем меньше число
"п" в отношении: n -, где n=1,2,3 п+1
2. Высота тона определяется частотой колебания струны W, которая
обратно пропорциональна длине струны L:
а W= --
L
Из разнообразных понятий, составляющих основы теории (гамма, интервал,
консонанс, тоника, лад, музыкальный строй), пифогорейцев больше всего
интересовало последнее понятие, означающее математическое выражение
системы звуковысотных отношений, ибо именно в музыкальном строе они
находили наивысшее выражение принципа гармонии.
Легенда гласит, что гармонические числа, соотношение которых рождает
музыку сфер, были найдены Пифагором. Фламмарион так пересказывает это
предание:
"Рассказывают, что проходя мимо одной кузницы, он услыхал стук
молотов, которые с точностью передавали музыкальные созвучия. Он велел
взвесить молоты; оказалось, что из двух молотов, находившихся в
расстоянии октавы, один весил вдвое больше другого; что из двух,
находившихся в расстоянии квинты, один весил в три раза больше
другого; А для расстояния кварты - один весил вчетверо больше другого.
Легко было сделать подобные вычисления относительно терций, тонов и
полутонов. После опытов над молотами,