С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

произвели опыт над струной,

натянутой гирями; Оказалось, что когда струна издавала какой-то звук

при определенном весе гири, то для повышения этого звука на октаву,

вес гири потребовался вдвое больше; для квинты - только на треть

больше, для кварты - на четверть, для тона - на одну восьмую, для

полутона - на одну восемнадцатую, или около этого. Или говоря проще:

натянули струну, которая при всей своей длине издавала какой-то звук;

сжатая по середине, она давала октаву от первоначального звука; на

одной трети длины - квинту, на четверти - кварту, на восьмой доле

длины - тон, на восемнадцатой - полутон.

Так как древние определяли Душу по движению, то количество движения

должно было служить для них мерою количества Души."

Они видели это количество выражаемых цифрой 114 695 при 36 тонах -

гармонических ступенях Мировой Души.

Под музыкой последователи великого мудреца понимали не только звуки,

извлекаемые из популярного тогда однострунного музыкального

инструмента древних греков монохорда, но и звучание космических тел,

пение светил, которое они воспринимали не метафорически, но реально.

Неслышимая профаном, эта музыка отчетливо слышится посвященным,

утончившим свой слух и чувство гармонии до космического уровня.

Звучание планет предопределено их огромной скоростью движения. На это

свойство Космоса указывал позднее Филолай: "Когда несутся Солнце, Луна

и еще столь великое множество таких огромных светил со столь великою

быстротою, невозможно, чтобы не возникал некоторый необыкновенный по

силе звук."

Блаватская дает представление о космической октаве пифагорейской

музыки сфер: "Именно на числе семь Пифагор основал свою доктрину

Гармонии и Музыки Сфер, назвав "тоном" расстояние Луны от Земли; от

Луны до Меркурия - полутоном, так же как и от Меркурия до Венеры; от

Венеры до Солнца - полтора тона; от Солнца до Марса - тон; от Марса до

Юпитера - пол-тона; от Юпитера до Сатурна - пол-тона и от Сатурна до

зодиака - один тон; что составляет семь тонов - диапазон гармонии. Вся

мелодия Природы заключается в этих тонах и потому называется "Голосом

Природы""

Музыкальная космогония пифагорейцев была основана на четком убеждении,

что вселенная устроена упорядоченным и симметричным образом. Именно

поэтому слово Космос, которым в Древней Греции называли вселенную,

означало порядок, строй, гармонию, эстетически оформленную организацию

мироздания. Символом космического бытия является в пифагорейской

традиции шар как фигура, обладающая наибольшей степенью симметрии и

совершенства. На основе пифагорейской концепции устройства вселенной и

музыки сфер Платон создал теорию небесного гептахорда (семиструнника),

описывающую семь подвижных сфер, настроенных друг по отношению к другу

в определенных отношениях.

Исследователь феномена пифагорейства А. В. Волошинов пишет по этому

поводу:

"Ключ к Платонову гептахорду спрятан в числах 1, 2, 3, а именно в

пифагорейском понимании единицы как символа неделимого начала, двойки

- как символа неопределенной бесконечности и тройки - как символа

определенности. Но для Платона это слишком просто, и в качестве

символа беспредельного он берет куб со стороной 2 площадью грани 4 и

объемом 8. А в качестве символа определенности - куб со стороной 3 и

параметрами 3, 9, 27. Тогда взаимное переплетение этих двух троек

чисел плюс начало всего - единица - и дают то единство "беспредельного

и определяющих начал", о котором говорил Филолай".

В дальнейшем теория пифагорейцев о музыке сфер получила свое развитие

в трудах знаменитого ученогоастронома Иоганна Кеплера.

Пифагорейцы по качеству разделяли числа на три основных категории -

несовершенные, совершенные, сверхсовершенные. Для определения к какой

категории относится данное число они действовали следующим образом -

расчленяли его на части, входящие в первый десяток и на само целое,

таким образом, чтобы в результате получались не дроби, а целые части.

К несовершенным относились такие числа, сумма частей которых была

меньше целого. Примером такого числа можно служить число 8, так как

его половина -четверка, одна четверть - двойка и одна восьмая -

единица в сумме дают число семь. Совершенными считались такие числа,

сумма частей которых равнялась целому. Первым совершенным числом

считалась шестерка, так как ее половина - тройка, треть - двойка и,

наконец, шестая часть -единица в сумме составляют целое число шесть.

Сверхсовершенными числами пифагорейцы