считали такие числа, сумма
частей которых превосходила рассматриваемое целое. Таким числом было,
например, число 12, сумма частей которого (половина - шестерка, треть
- четверка, четверть - тройка, шестая часть - двойка и двенадцатая
часть - единица) в сумме дают число 16. Другими сверхсовершенными
числами были такие числа, как 18, 20, 24, 30, 40, 44 и т.д.
Пифагорейская нумерология оказала существенное влияние на
представления более поздних эзотерических учений, рассматривающих
числовой символизм.
Свидетельства посвященных
Мыслители, оккультисты, эзотерические философы прошлого придавали
огромное значение числовому символизму и так называемой "священной
науке чисел", позволяющей более глубоко постичь этот мир и увидеть
каким образом проявленное и сотворенное связано с непроявленным и
вечным. Много говорили на эту тему самые разные мыслители античности,
которые являлись посвященными в таинства мироздания. Красочно говорили
о числе Гераклит и особенно Анаксагор, известный как создатель
доктрины "двойной бесконечности". Филолай называл число "первичной
моделью творения мира", "органом суждения Творца мира", "неизреченным
числом". Платон видел в числе "причинные основы сущности для всего
прочего". Подробно описывает платоновский взгляд на проблему числа
Лосев:
"Платон требует признать за каждым числом не только его делимость на
отдельные единицы, но и его как цельную и неделимую субстанцию,
подобно тому, как мы говорим "тысяча" без всякого раздельного
представления обозначаемых этими словами отдельных единиц; любое
число, большое и малое, цельное или дробное, всегда есть нечто, а
значит, есть нечто неделимое, поскольку никакая цельность вообще не
сводится на сумму своих частей. Это и есть "числа сами по себе", без
которых мышление не обходится и которые ведут к истине.
Платону принадлежит также и самая четкая диалектика числа, с которой в
описательном виде мы встречались еще в ранней классике. У Платона она
дается сознательно - как чисто категориальная диалектика. Именно,
всякое число занимает среднее место между неделимой единицей и
бесконечностью единиц, или, как он говорит, между пределом и
беспредельным."
Аристотель говорит о близкой ему теории числа, принятой пифагорейцами:
"...У них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве
материи для вещей, и в качестве их состояний и свойств, а элементами
числа они считают чет и нечет, из коих первый является неопределенным,
а второй определенным; единое состоит у них из того и другого, - оно
является и четным, и нечетным, число (образуется) из единого, а
(различные) числа, как было сказано, это - вся вселенная".
Секст Эмпирик обращал внимание на связь, существующую между
структурами, заключенными в числе, и структурами разума:
"И как свет, - по словам Посидония в толковании платоновского "Тимея",
- постигается световидным зрением, а звук - воздуховидным слухом, так
и универсальная природа должна постигаться родственным ей разумом.
Началом же универсальной субстанции явилось число. Поэтому и разум в
качестве судьи всего, будучи причастен его могуществу, сам может быть
назван числом."
Плотин рассматривал числа как "активную эманацию первоединого"
(Лосев). Его идеи были развиты Ямблихом, в своем труде "Теологумены"
давшим подробное описание механизма рождения одного числа из другого,
и Проклом, давшим и онтологическую и космологическую иерархию чисел и
предлагавшим видеть в числе живую божественную сущность.
Позднее к миру числа обращались множество мыслителей - Св. Иероним,
Скотт Эригена, Рене Декарт, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Иоганн
Кеплер, Лейбниц, Спиноза, Новалис. Не меньший интерес к числам
проявлял и Восток. Флоренский писал по этому поводу: "Числовые
спекуляции с громадными числами в законах Ману, все космологические
идеи, легенда о Будде, побивающем в счете мудрецов, и другие факты в
том же духе напитаны идеей потенциальной бесконечности". Яркой
иллюстрацией этой мысли служит описание буддийской доктрины чисел,
сделанное Хрисанфом в его труде "Религии древнего мира":
"Соединение тысячи миров желания с тысячью миров переходных от первых
- образует у буддистов так называемый малый хилиокозм, или малое
тысячное счисление миров. Третья ступень мира форм обнимает собой
тысячу миров второй ступени и тысячу малых хилиокозмов.