во множественности
она среднее, и во времени она настоящее, потому что вечность не знает
ни прошлого, ни будущего."
Число один, как видно из приведенных свидетельств. символизирует собой
не только единство, но и первотолчок, первое движение и начало.
Единица - это прежде всего воля к проявлению, творящее Божество, само
находящееся в состоянии однородного нерасчлененного бытия. Творящее
Божество обеспечивает переход мира из состояния сна (Пралайи) в
состояние активного Бытия.
X. Э. Керлот определяет единицу как "активный принцип, который
раскалываясь на фрагменты, приводит к многообразию, приравнивается к
мистическому Центру, Светящейся Точке и к Высшей Силе".
Число "один" эзотерические учения отождествляют с понятием "Центра
мира", представляющем собой неподвижный перводвигатель, непроявленную
точку, насыщенную творящей силой. Плотин приравнивает Единое к благу,
высшей нравственной силе, видя во Многом - зло. Агни Йога много
говорит о Едином Элементе, лежащем в основании вселенной и о принципе
единства, представляющем собой проявленное существование Единого
Элемента.
Число 2 (Дуада)
Тройственный символизм двойки и ее графическое изображение
Эзотерический символизм двойки состоит в том, что она представляет
собой первое отражение единицы и потому символизирует собой, с одной
стороны, идею противопоставления, разделения единого, а с другой
стороны, соответствия и однородности противопоставляемых сил, свойств
или понятий. В своем божественном аспекте двойка олицетворяет собой
принцип Божественной Субстанции (Divina Substantia), Майи,
набрасываемой подобно покрову на Свет единого духовного Бытия. В
аспекте природном (космическом) двойка представляет символ
Субстанционального космического сознания как единой реальности,
которое словно тончайшее зеркало отражает сияние Единого Духа. В
человеческом аспекте двойка есть, с одной стороны, символ
двойственного Андрогина, разделяющего человеческое существо на женскую
и мужскую природу, а с другой стороны, есть символ женского начала и
появления первого противоречия.
Графическим изображением двойки является, так называемый, "солнечный
крест", символизирующий оплодотворение вертикальной черты (дух)
горизонтальной черты (материя). Другим символом является лунный серп с
двумя полосами, который в свою очередь символизирует ребро Адама, из
которого была создана женщина.
Атрибуты и сущность двойки
Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два
значения, одно из которых является символом невежества (следствие
разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации -
невежеству), и символом единой мудрости (которая рождается из
преодоления двойственной природы невежества). Пифагорейцы, не любившие
двойку за вносимое в мир начало разделения, дали ей по словам Мэнли
Холла следующие символические наименования: "Дух, зло, мрак,
неравенство, нестабильность, подвижность, дерзость, смелость, спор,
материя, несходство, разделение между множественностью и монадой,
дефект, бесформенность, неопределенность, гармония, терпимость,
корень, подножие горы, источник идей, мнение, ошибка, изменяемость,
робость, импульс, смерть, движение, порождение, разделение, долгота,
прирост, сложение, союз, несчастье, внушительность, женитьба, душа и
наука".
Исследователь символизма чисел В.Н.Топоров говорит о следующих
свойствах двойки: "Число 2 лежит в основе бинарных противопоставлений,
с помощью которых мифопоэтические и ранненаучные традиции описывают
мир. Оно отсылает к идее взаимодополняющих частей монады (мужской и
женской как два значения категории пола; небо и земля, день и ночь,
как значения, принимаемые пространственно-временной структурой
космоса), к теме парности, в частности и таких ее аспектах, как
четность, дуальность, двойничество, близнечество".
Сущность двойки возможно понять прежде всего в отношении к единице и
понятию делимость. Если сакральная единица, которая находится с
двойкой в состоянии постоянного напряжения никогда не подвержена
делению, то двойка, первое четное число, делима, однако с
метафизической точки зрения она сводится к единице. А. Дугин, желая
подчеркнуть негативное отношение к двойке религий и традиций, пишет,
что "в индуизме 2 соответствует Пракрити или, иными словами. Пуруше
(1) плюс его Отрицанию (Пракрити), что совокупно дает первую
онтологическую диаду".
Четность в сакральной науке чисел всегда