С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

соотносилась с материей и ее

свойством деления на одинаковое число частей, в то время как

нечетность была символом духа, или вообще неделимого нацело или

делимого на неравное число частей.

Емкую характеристику сакральной сущности и атрибутов двойки дает X. Э.

Керлот: "Два обозначает "эхо", отражение, конфликт и противовес или

противопоставление; или мгновенное успокоение сил, находящихся в

равновесии; число также соответствует прохождению времени: линии,

идущей из прошлого в будущее; геометрически оно выражается двумя

точками, двумя линиями или углом. Оно также символизирует первое

неделимое ядро материи, природу в ее оппозиции к творцу, луну как

противоположность солнцу. Во всей эзотерической традиции двойка

рассматривалась в качестве чего-то зловещего: она означала тень и

бисексуальность всего сущего или дуализм (представленный в известном

мифе о Близнецах) в смысле соединяющей связи между бессмертным и

смертным, или между неизменным и изменяющимся. В мистическом

символизме ландшафта в мегалитической культуре два ассоциируются с

горой в виде мандорлы, центральным пунктом символического Превращения,

образующего тигель жизни и включающего два противоположных полюса:

добра и зла, жизни и смерти. Кроме того, два - это число,

ассоциирующееся с Magna Mater (Великой Матерью)."

Каббалистическая традиция, напротив, считает двойку божественной

Мудростью, способной отражать свет Высшего духа, не внося в этот

процесс никаких искажений. По представлениям В. Шмакова двойка,

олицетворяющая собой Божественную Изиду есть "вторая ипостась

Абсолютной Первопричины - Единого Вселенского Духа", выражающая собой

"Мировое Пассивное (отражающее) Начало", принцип Познания, основанного

на свойстве человеческого сознания - "антиномии".

К примерам проявления числа два относятся все дуалистические модели

мира, встречающиеся в самых разнообразных традициях - гностицизме,

манихействе, китайской натурфилософии с ее разделением года на две

половины - Ян и Инь, двойственные силы в алхимии, правая и левая

колонна в каббалистическом Древе Сефирот, Король и Королева в Алхимии.

Агни Йога говорит о двойственности как космическом принципе бытия,

связанном с действием Божественной Иллюзии и о двойственности природы

человека, тормозящей обретение эволюционного единства.

Число 3 (Триада)

Тройственный символизм тройки и ее графическое изображение

Эзотерическое значение тройки состоит в том, что она, представляя

собой начало синтеза, соединяет воедино и примиряет конфликт между

двумя противоположностями, в том числе и между единицей и двойкой и

поэтому считается первым совершенным нечетным числом (ибо единица, как

уже говорилось, не в счет). В своем божественном аспекте тройка

олицетворяет собой принцип Самосознания субстанционального Бытия в

совокупности своих Атрибутов и свойств, то есть Бытия, вышедшего из

своего однородного состояния в состояние неисчерпаемой множественности

возможностей. Такое Самосознание будет синонимом Высшего Разума,

Великого Архитектора, творящего из однородной субстанции Первоматерии

(2) проявленный космос (4). В своем природном (космическом) аспекте

тройка по выражению В. Шмакова есть "Кинетическая Деятельность

Первоматерии, Конечный синтез, где все совершенно, закончено и раз

навсегда предопределено", есть Тернер и Первообраз, способный творить,

вырисовывая на космическом зеркале Великой Матери свой набросок

вселенной. Иначе говоря, в природном аспекте тройка символизирует

тройственную природу мира, состоящего из Неба, Земли и Человека. В

человеческом аспекте тройка означает тройственное строение гомо

сапиенс, чью внутреннюю природу принято разделять на дух, душу и тело.

Графическим изображением тройки является восходящий или нисходящий

треугольник, три точки, трехлучевая звезда, а также трезубец, три

зубца которого символизируют равновесие между принципом "ОВIТО"

("повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай") и принципом "IМО"

("напротив, наперекор, сопротивляйся, проявляй активность"). Можно

сказать, что тройка кроме всего прочего графически образует половину

окружности, включающей в себя рождение, зенит и нисхождение. Тройка

выражает таким образом триединую основу мира, одновременно

объединяющую в себе созидающие, охранительные и разрушающие силы

природы.

Атрибуты и сущность тройки

Свойство примирять противоположные тенденции, лежащее в основе тройки,

предопределили