соотносилась с материей и ее
свойством деления на одинаковое число частей, в то время как
нечетность была символом духа, или вообще неделимого нацело или
делимого на неравное число частей.
Емкую характеристику сакральной сущности и атрибутов двойки дает X. Э.
Керлот: "Два обозначает "эхо", отражение, конфликт и противовес или
противопоставление; или мгновенное успокоение сил, находящихся в
равновесии; число также соответствует прохождению времени: линии,
идущей из прошлого в будущее; геометрически оно выражается двумя
точками, двумя линиями или углом. Оно также символизирует первое
неделимое ядро материи, природу в ее оппозиции к творцу, луну как
противоположность солнцу. Во всей эзотерической традиции двойка
рассматривалась в качестве чего-то зловещего: она означала тень и
бисексуальность всего сущего или дуализм (представленный в известном
мифе о Близнецах) в смысле соединяющей связи между бессмертным и
смертным, или между неизменным и изменяющимся. В мистическом
символизме ландшафта в мегалитической культуре два ассоциируются с
горой в виде мандорлы, центральным пунктом символического Превращения,
образующего тигель жизни и включающего два противоположных полюса:
добра и зла, жизни и смерти. Кроме того, два - это число,
ассоциирующееся с Magna Mater (Великой Матерью)."
Каббалистическая традиция, напротив, считает двойку божественной
Мудростью, способной отражать свет Высшего духа, не внося в этот
процесс никаких искажений. По представлениям В. Шмакова двойка,
олицетворяющая собой Божественную Изиду есть "вторая ипостась
Абсолютной Первопричины - Единого Вселенского Духа", выражающая собой
"Мировое Пассивное (отражающее) Начало", принцип Познания, основанного
на свойстве человеческого сознания - "антиномии".
К примерам проявления числа два относятся все дуалистические модели
мира, встречающиеся в самых разнообразных традициях - гностицизме,
манихействе, китайской натурфилософии с ее разделением года на две
половины - Ян и Инь, двойственные силы в алхимии, правая и левая
колонна в каббалистическом Древе Сефирот, Король и Королева в Алхимии.
Агни Йога говорит о двойственности как космическом принципе бытия,
связанном с действием Божественной Иллюзии и о двойственности природы
человека, тормозящей обретение эволюционного единства.
Число 3 (Триада)
Тройственный символизм тройки и ее графическое изображение
Эзотерическое значение тройки состоит в том, что она, представляя
собой начало синтеза, соединяет воедино и примиряет конфликт между
двумя противоположностями, в том числе и между единицей и двойкой и
поэтому считается первым совершенным нечетным числом (ибо единица, как
уже говорилось, не в счет). В своем божественном аспекте тройка
олицетворяет собой принцип Самосознания субстанционального Бытия в
совокупности своих Атрибутов и свойств, то есть Бытия, вышедшего из
своего однородного состояния в состояние неисчерпаемой множественности
возможностей. Такое Самосознание будет синонимом Высшего Разума,
Великого Архитектора, творящего из однородной субстанции Первоматерии
(2) проявленный космос (4). В своем природном (космическом) аспекте
тройка по выражению В. Шмакова есть "Кинетическая Деятельность
Первоматерии, Конечный синтез, где все совершенно, закончено и раз
навсегда предопределено", есть Тернер и Первообраз, способный творить,
вырисовывая на космическом зеркале Великой Матери свой набросок
вселенной. Иначе говоря, в природном аспекте тройка символизирует
тройственную природу мира, состоящего из Неба, Земли и Человека. В
человеческом аспекте тройка означает тройственное строение гомо
сапиенс, чью внутреннюю природу принято разделять на дух, душу и тело.
Графическим изображением тройки является восходящий или нисходящий
треугольник, три точки, трехлучевая звезда, а также трезубец, три
зубца которого символизируют равновесие между принципом "ОВIТО"
("повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай") и принципом "IМО"
("напротив, наперекор, сопротивляйся, проявляй активность"). Можно
сказать, что тройка кроме всего прочего графически образует половину
окружности, включающей в себя рождение, зенит и нисхождение. Тройка
выражает таким образом триединую основу мира, одновременно
объединяющую в себе созидающие, охранительные и разрушающие силы
природы.
Атрибуты и сущность тройки
Свойство примирять противоположные тенденции, лежащее в основе тройки,
предопределили