универсального порядка, целостности,
симметрии, совершенного равновесия, соответствия внутреннего и
внешнего, завершенность и прочность.
Интересную психоаналитическую интерпретацию смысла числа четыре и шире
- четверичной структуры мироздания предпринял К.Г.Юнг:
"Квартерность следует понимать как некий универсальный архетип. Она
являет собой логическую предпосылку всякого целостного суждения. Для
такого суждения необходимо наличие четырех аспектов. К примеру, если
вы хотите описать горизонт как нечто целое, вы называете четыре
стороны света... Четыре элемента мы встречаем повсюду: четыре
первичных свойства материи, четыре цвета, четыре касты в Индии, четыре
пути духовного совершенства в буддизме. Точно так же существуют четыре
аспекта психической ориентации, и это их свойство (собственно,
количество) наиболее принципиально из того, что мы можем о них
сказать. Для самоопределения мы нуждаемся в функции, которая
утверждает, что имеется нечто (ощущение); в другой, которая
устанавливает, чем является это нечто (мышление); в третьей, которая
показывает, подходит нам это нечто или нет, желаем ли мы его принять
(чувство); и, наконец, в четвертой, определяющей источник этого нечто
и его направление (интуиция). И это все, что мы можем об этом
сказать... В идеале завершенность - это круг, сфера, а ее минимальное
естественное деление - четверть.
Квартерность или квартерион часто имеет структуру 3+1, в которой один
из элементов занимает особое положение или обладает несхожей с
остальными природой (трех евангелистов символизируют животные, а
четвертого - ангел). Именно "четвертый", дополняя трех других, делает
их чем-то "Единым", символизирующим универсум. Зачастую в
аналитической психологии подчиненная функция (т. е. функция, которая
не находится под контролем сознания) оказывается "четвертой", а ее
интеграция в сознание является одной из главных задач процесса
индивидуализации."
Число 5 (Пентада)
Тройственный символизм пятерки и ее графическое изображение
Эзотерическое значение числа пять состоит в том, что пятерка выражает
идею "совершенного человека" с развитой волей, способного поместить
себя в центр креста стихий и управлять ими. В своем божественном
аспекте пятерка выступает символом искры Абсолюта - Монады,
представляющей собой индивидуализированную частицу Целого. По
определению Шмакова "каждая отдельная монада - луч эмалированный
Божеством, является определенным аспектом Божества и вселенной". В
природном аспекте пятерка означает космическую сферу с четырьмя
элементами и сторонами света, управляемую единым Высшим Элементом -
Духом, находящемся в центре. Иначе говоря, проявление пяти в царстве
природы может быть обозначено как процесс одухотворения природы или
космоса. В аспекте человеческой природы пятерка символизирует собой
замкнутый и бесконечный микрокосмос Посвященного Иерофанта, Мага,
находящегося в центре четырех стихий и управляющего как внешними, так
и внутренними природными силами.
Графическим изображением пятерки является пентаграмма - пятиконечная
звезда, выступающая либо в прямом, либо в обратном, то есть
перевернутом положении. Различные тайные школы и ордена вписывали в
пентаграмму фигуру человека или козла. Если пентаграмма прямая, тогда
голова помещается в высшую точку, а расставленные руки и ноги - по
другим углам фигуры. Если же пентаграмма обратная, или перевернутая,
тогда фигурой, которую в нее вписывают темные ордена и школы, является
фигура козла, символизирующего собой дьявола, отца лжи, носителя зла.
И прямая, и обратная пентаграмма применялись в оккультной практике:
прямая пентаграмма - в белых традициях и орденах для защиты от темных
сил, ударов, проклятий, энвольтаций, обратная пентаграмма - в черных
ложах и центрах для нанесения ударов, вызывания разрушительных сил,
ослабления или даже смерти противника. Считалось, что пятая Сефира
Древа Сефирот - Гебура, выступающая как основа перевернутой
пентаграммы, участвовала в практике так называемого "оживления левой
руки" (К. Агриппа), после чего маг получал способность внушать ужас и
парализовывать волю живых существ.
Атрибуты и сущность пятерки
Сущность пятерки и ее назначение вытекает из ее происхождения, которое
эзотерические учения считают сакральным и связывают с союзом четного и
нечетного чисел (3+2), то есть со священным космическим браком неба и
земли. Индивидуализированное начало, божественная искра, микрокосмос
по