С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

говорил на этот счет:

"Число десять названо всемирным и полным числом, означающим полный

путь жизни, ибо от этого числа считают повторениями, и оно содержит в

себе все числа или объясняет их своими, помножая их. Поэтому его

считают числом различных энергий... Нет числа выше его и все "десятое

имеет нечто божественное"". В этом, только что названном, божественном

аспекте число десять означает небо, высшую целостность, абсолютную

полноту, возврат к единству на новом уровне. В своем природном аспекте

десятка символизирует проявленную природу, материю, выполняющую

небесную волю и верховный закон. В своем человеческом аспекте число

десять символизирует то, что может быть названо Богочеловечеством,

реализующим принцип Царства Божия на земле, или еще точнее

Богочеловеком, Небесным Человеком или АдамомКадмоном.

Графическим изображением десятки будет также крут (окружность плюс ее

центр), змея, ползущая по столбу (движение плюс покой, замысел плюс

форма), а также Древо Сефирот.

Атрибуты и сущность десятки

Выступая как число абсолютной полноты и тотальной завершенности,

десятка представляет собой синтез бытия и небытия. По мнению Дебаролля

"знак десяти составлен из единицы, означающей бытие, и нуля,

выражающей) небытие: оно, стало быть, содержит дух и материю; оно есть

высшая точка разума человечества, которое все исчисляет им". Многие

оккультные философы (Корнелий Агриппа, Сен-Мартин, Элифас Леви)

считали, что десятка своим совершенством способна исправить другие

несовершенные, неполные, разделенные друг с другом числа. Сен-Мартин

писал: "Число соединенное в декаду никогда не представляет образа

расчленения и бесформенности. Даже 2 и 5, разделяющие декаду, дурны

только тогда, когда они уединены. Соединенные в десяток они теряют

свой дурной и бесформенный характер". Сходную характеристику дает

числу 10 Блаватская: "Десять или Декада приводит все эти единицы назад

к единству и заканчивает таблицу Пифагора. Потому эта фигура - единица

в нуле - была символом Божества Вселенной и Человека. Таков тайный

смысл "мощного захвата львиною лапою племени Иуды" ("пожатие

мастера-масона") между двумя руками, соединенные пальцы дают число

десять".

Мэнли Холл также подчеркивает завершающий и объединяющий аспект числа

10:

"Декада, 10, согласно пифагорейцам, есть величайшее число не только

потому, что это тетрактис (10 точек), но и потому, что она объемлет

все арифметические и гармонические пропорции. Пифагор говорит, что 10

есть природа числа, потому что все народы приходят к ней, и когда они

приходят к ней, они возвращаются к монаде. Декада называлась и небом,

и миром, потому что первое включает второе. Будучи универсальным

числом, декада прилагалась пифагорейцами к тем вещам, которые

характеризуются возрастом, силой, верой, необходимостью, мощью памяти.

Она также называлась неутомимой, потому что, подобно Богу, она не

подвержена усталости. Пифагорейцы делили небесные тела на десять

порядков. Они также утверждали, что декада совершенствует все числа и

объемлет в своей природе четные и нечетные, подвижные и неподвижные,

добрые и злые. Они ассоциировали ее силу со следующими божествами:

Атласом, потому что он несет числа на своих плечах, Уранией,

Мнемозиной, Солнцем, планетами и Единым Богом."

Число 10, составленное из суммы первых четырех чисел натурального ряда

(1+2+3+4=10), вбирает в себя всю вселенную и представляет собой

четырехликое единство бытия в Идеальном Аспекте, Мистическим

Квадратом, вписанным в окружность. X. Э. Керлот дает десятке следующую

характеристику:

"Десять в десятеричной системе символизирует возвращение к единице. В

тетрактисе (пифагорейском треугольнике, где точки в четырех убывающих

рядах - четыре, три, два, один - суммируются до десяти) оно относится

к четырем. Символизируется также духовное достижение, равно как и

единство его функций в качестве четного (или амбивалентного) числа или

в качестве начала новой, сложной серии чисел. Согласно некоторым

теориям, десять символизирует целостность универсума (в двух планах:

метафизическом и материальном), т. к. оно приводит все к единству.

Известно истолкование этого числа как совершенства: эта традиция,

берущая начало в древневосточном и через пифагорейскую школу

приводящая к Св. Иерониму."

Десятка изображается не только неподвижным статическим символом Древа

Сефирот, но и вполне подвижной фигурой "денера". В определенном