точку зрения на это число, Мебиус определяет
его основное качество как "умеренность". Сходным образом рассматривают
его древние авторы, отождествляя 14 с идеей герметического равновесия.
А. Ольгин напоминает, что оно состоит из двух семерок, что у древних
каббалистов считалось признаком счастья и "означало число
превращений". X. Э. Керлот утверждает, что "четырнадцать обозначает
слияние и организацию, а также справедливость и сдержанность".
Арканологический подход к числу 14 связывает его с понятием дедукции,
обратимости или необратимости тех или иных процессов, и
"синтетического исследования энтропии замкнутых систем" (Мебиус).
Мистическим корнем числа 14, получаемым в результате теософского
сложения числа 1 и 4 является число пять.
Число 15 (Пятнадцать)
Данное число рассматривалось многими авторами и что отличало их мнения
- так это их разнообразие. Одни видели в данном числе божественное
проявление, другие, напротив, дьявольское начало. Так X. Э. Керлот
достаточно категорично утверждал, что "пятнадцать явно эротично и
ассоциируется с дьяволом". Действительно, одно из значений 15 Аркана -
фигура Бафомета, низший аспект которого можно отождествить с дьяволом.
Однако число 15 имело и другие, значительно более положительные,
значения и присутствовало в библейской числовой символике. А. Ольгин
дает следующую характеристику пятнадцати:
"Число духовных вознесений, пятнадцатое число седьмого месяца было
уважаемо и освящено. Таинственно связано с проблемой добра и зла.
Незаметно может сделать человека рабом пентаграмм. Для каббалистов оно
представляло значение зла."
Число 15 в оккультной философии и практике отождествлялось с так
называемым вихрем, который имеет двойственную природу. Если подойти к
сокровенной сути числа 15 с точки зрения арканологии, то можно прийти
к идее выбора путей, заложенной в самой природе Аркана. Это
предопределено мистическим корнем числа 15, который равняется числу
шесть, что опять-таки связано с идеей изначального выбора.
Число 16 (Шестнадцать)
Считалось счастливым числом, поскольку пифагорейский символизм мыслил
его как составленное из четырех четверок - священных тетрактисов.
Умножение четыре на четыре выступало как гарантия счастья.
Число 16 тесно связано с числом 10: оба они, по определению Рене
Генона, "занимают одно и то же место, четвертое, в последовательности
чисел как треугольных, так и квадратичных". Иными словами, они
содержаться как в треугольнике, так и в квадрате. В сумме они дают 26,
но данное число есть численное значение букв, образующих знаменитую
арканологическую тетраграмму - "йод-хе-вау-хе". Генон отмечает, что
"10 есть численное значение первой буквы (йод), а 16 есть сумма трех
других букв (хет-вау-хет); такое деление тетраграммы совершенно
нормально, и соответствие ее двух частей также очень многозначительно:
Тетрактис таким образом отождествляется с йод в треугольнике, тогда
как оставшаяся часть тетраграммы вписывается в квадрат, помещенный под
треугольником". И треугольник, и квадрат содержат четыре ряда точек,
встречающихся в тех фигурах геомантии, которые своими кватернерными
сочетаниями 1 и 2 дают число 16=4х4. Генон говорит далее, что
"геомантия, как указывает само ее имя, находится в особой связи с
землей, которая, согласно дальневосточной традиции, символизируется
квадратом".
Астрологическая традиция, рассматривавшая законы действия чисел в
метафизической плоскости мышления, связывала число шестнадцать с
понятием "дедукции", построенной на утверждении одних тезисов за счет
исключения других.- Если посмотреть как данный принцип дедукции
работает на всех трех оккультных планах, становится понятным почему
три заголовка шестнадцатого Аркана имеют столь общее значение:
"Логическое исключение", "Астральное принуждение" и "Физическое
разрушение". Это общее значение числа 16, связанное с идеей борьбы,
преодоления и подчинения, обусловлены тем, что его мистическим корнем,
к которому приходят в результате теософского сложения чисел 1 и 6
является число семь, символизирующее собой победу и господство.
Число 17 (Семнадцать)
Считалось числом, дающим надежду. Арканологическая традиция связывала
его с идеей предвидения, способности заглянуть в будущее, потому
практически во всех арканологических трактатах астрология, которая в
определенном смысле представляет собой науку прогноза