простой
парикмахер, обладавший недюжинными мистическими способностями и
потративший не менее тридцати лет на эту работу. Иногда говорят также
и о цыганских наслоениях, сделанных на картах ТАРО. У доктора Папюса
есть книга, которая так и называется "Цыганский ТАРОТ". Эта версия
представляется вполне оправданной, поскольку цыгане, как справедливо
отмечает Шмаков, были бесспорно связаны своим происхождением и с
Египтом, и с Индией, а цыганский язык по своему составу весьма близок
к санскриту (вспомним вышеприведенные слова Е. П. Блаватской о
причастности к созданию арканологической системы индо-гималайской
традиции сокровенной мудрости).
Это сугубо эзотерическое мнение перекликается со свидетельствами
исторической науки. Историк С. Роберте в книге "Цыгане" пишет: "Когда
цыгане прибыли в Англию впервые, никто определенно не знает. В законах
страны они упоминаются в первый раз в направленных против них
постановлениях во времена правления Генриха VIII. В них говорится о
странном народе, который называет себя египтянами, не обладает никаким
ремеслом или торговыми обычаями и бродит толпами."
Мэнли Холл приводит интересную легенду, согласно которой после
разрушения Храма Бога Сераписа в Александрии жрецы и священники
сокровенной традиции объединились для сохранения ритуалов и знаний.
Впоследствии они передали сбереженные знания своим потомкам цыганам,
которые обладали прирожденной способностью к магии, и стали кочевым
народом, рассеивающим зерна мудрости по земле и сохранившим не только
древний язык, но и спасенную из библиотеки Книгу Еноха.
ТАРО и герметизм
Карты ТАРО занимали важное место не только в тамплиерской, но и
розенкрейцерской, и масонской традиции. Мэнли Холл указывает, что
термин Rota Mindi нередко встречается в ранних публикациях Братства
Розы и Креста. Слово Rota перестановкой букв превращается в Таrо,
являющееся древнем именем карт. Исследователь указывает, что символизм
ТАРО использовал в своих сочинениях знаменитый философ Френсис Бэкон,
как известно принадлежавший к розенкрейцерскому обществу. Многие
масонские источники, например Маккензи и Альберт Пайк, также
использовали ТАРО.
Числовая символика знаменитой легенды о Хираме может быть вполне
соотнесена с числовой символикой ТАРО. Подробное доказательство этой
связи приводит все тот же Мэнли Холл:
"Игральные карты содержат большое число важнейших масонских символов.
Девять - это фас, а три - это профиль. Здесь есть и сломанное "Колесо
Закона", означающее девять предродовых месяцев, и три уровня духовного
развертывания, необходимые для произведения совершенного человека.
Четыре короля являются египетскими Аммонианскими Архитекторами,
выдалбливавшими мир ножами. Есть там и главные знаки Зодиака. Четыре
королевы, несущие цветы с восемью лепестками, символизирующими Христа,
являются неподвижными знаками Зодиака. Четыре валета, два из которых
показаны с ветками акации (у валета червей они - в руке, а у валета
бубен - на шляпе), являются четырьмя общими знаками Зодиака. Нужно
заметить, что четыре "костюмные" карты пик не смотрят на очки в углу
карты, а как бы отворачиваются от эмблемы смерти. Гроссмейстер Ордена
Карт есть король бубен, и он носит шар как знак своего достоинства."
Как будет видно из дальнейшего изложения в ТАРО причудливо переплелись
элементы и символы, принадлежащие самым разным системам, в том числе
пифагореизму, Каббале и даже алхимии. Последователи учения Пифагора
могут найти соответствие между числами, изображенными на картах и
символами, окружающими эти карты и обнаружить математическое выражение
этого соответствия. Для изучающего Каббалу будет интересно увидеть как
последовательность карт соотносится с последовательностью проявления
божественных сил (Сефирот) из Непознаваемого Божества (Айн-Софа).
Алхимик может найти в ТАРО знакомые эмблемы. Эзотерик, изучающий
символизм человеческого тела, может найти в изображениях карт также
немало поучительного. Об этом пишет Мэнли Холл:
"Точно так же, как греки размещали числа, обозначенные буквами их
алфавита, на различных частях тела, символизирующего Логос, так и
карты Торот имеют аналогию не только с частями вселенной, но также и с
частями человеческого тела. Они являются, на самом деле, ключом к
магической конституции человека."
Однако и пифагорейские, и каббалистические, и алхимические, и
розенкрейцерские, и масонские элементы, присутствующие в ТАРО,
являются вторичными