символами, привнесенными в систему карт
значительно позднее. Их влияние будет рассмотрено дальше, а вначале
есть необходимость остановится на родовой эзотерической традиции,
лежащей в основе ТАРО, - герметизме.
Литература, заслуживающая названия герметической и содержащая немало
известных имен, огромна. Герметическая традиция, запечатленная в этой
литературе, условно может быть подразделена на раннюю и позднюю.
Ранний этап герметизма связан с чисто египетской исторической почвой и
восходит к легендарному мудрецу страны Кем, бессмертному автору
"Изумрудной Скрижали" Трижды Великому Гермесу Трисмегисту, называемому
также Тотом. По своему значению для Египта Тот-Гермес может быть
приравнен к той роли, которую для Индии играл Ману, именем которого
был позднее назван свод законов, определявших традиции жизни древних
индусов. Гермес выступал одновременно и как божество, связанное с
планетой Меркурий и покровительствующее тайным наукам и всем обменным
операциям, включая торговлю, и как каста, выступая как мистический
патрон ордена жрецов, и как конкретный мудрец, живший несколько
тысячелетий назад и достигший высочайшей степени духовного посвящения
- уровня "солнечного делания". Некоторые оккультисты и теософы, как
например, Д. Странден, называют Гермеса выходцем из Атлантиды,
принесшим древним египтянам" мудрость атлантов. Как утверждал один из
столпов раннего христианства, бывший знатоком античных и египетских
мистерий Клемент Александрийский, мудрец оставил после себя 30.000
томов, спрятанных в библиотеке Озимендской гробницы, над входом в
которую были начертаны слова "Лекарство для души". Из четырнадцати,
дошедших до наших дней трактатов, которые приписывают Гермесу,
наиболее интересным представляется уже упомянутая, "Tabula Smaragdina"
("Изумрудная Скрижаль"). В ней содержатся те основные принципы,
которые составляют сущность герметизма. Многочисленные исследования
таких ученых, как например В. М. Адаме или профессор Зелинский,
показали, что все основные идеи позднейшего, подвергшегося сильной
эллинизации герметизма, были известны египтянам задолго до появления
эллинской философии и культуры.
Арканы ТАРО несомненно восходят к этому раннему герметизму, хотя
прямых свидетельств существования двадцати двух карт, подобных картам
ТАРО, в египетском символизме нет. В то же время, есть иные, более
серьезные свидетельства. Например, такой крупнейший античный
авторитет, как мистик и философ Ямвлих (Ямбликус), говорил о
существовании ритуала посвящения в мистерии именно египетского плана,
где важнейшую роль играли символические изображения на стенах,
напоминающие символы Двадцати двух Арканов. Об этом пишет в книге
"История магии" П. Христиан:
"Посвященный оказывался в длинной галерее, поддерживаемой кариатидами
в виде двадцати четырех сфинксов - по двадцать с каждой стороны. На
стене, в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие
мистические фигуры и символы. Эти двадцать две картины располагались
попарно, друг против друга..." Проходя мимо двадцати двух картин
галереи, посвященный получал наставление от жреца... Каждый аркан,
ставший благодаря картине видимым и ощутимым, представляет собой
формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и
материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни."
Об этой же функции Арканов говорит Шюре в своей книге "Великие
Посвященные", а также Мебиус в своих лекциях, изданных его ученицей:
"Как гласит предание, эти изображения (Арканы - С. К.) помещались на
стенах подземной галереи, в которую попадал неофит лишь после целого
ряда испытаний". Мистериальная практика древнего Египта, дошедшая
позднее до Греции и Рима и воспринятая античными системами посвящения,
предполагала духовную работу кандидата по усвоению глубинного
символического смысла каждого изображения с помощью размышления,
созерцания и медитации.
Между ранним и поздним герметизмом, ставшим основой философии
алхимиков, средневековых магов, рыцарских орденов и мистиков, пролегли
тысячелетия. Мудрость страны Кем была во многом забыта и утрачена. И
хотя намеки на присутствие герметических знаний в проповедях Христа
содержатся в некоторых апокрифах, например в Евангелии отрочества, в
целом, христианская церковь стремилась отбросить древнюю мудрость как
ненужный "эллинский соблазн", и сокровенные знания могли быть утрачены
навсегда.