С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

что даже Зогар содержит в себе некоторые места,

непосредственно относящиеся к Книге Гермеса и приводит список этих

указаний. Влияние древнеегипетской мудрости на каббалистические

построения наблюдалось еще с раннего периода еврейской истории, и в

наибольшей степени проявило себя в эпохи Птоломеев и Александрии.

Наиболее яркими каббалистами, воспринявшими основной заряд жреческого

знания, существовавшего в стране пирамид, были такие выдающиеся

фигуры, как Исаак Альфали, Авраам Бен-Давид, Исаак Лория, и, конечно,

такие знаменитые личности, как Симон Бен Иохай, Моисей Кордуеро и

Маймонид.

Числа и Каббала

Каббала с самого начала существования определяла себя как науку о

Боге, человеке и мироздании, содержащую в себе двадцать два верховных

принципа или тайны, которые как бы зашифрованы в двадцати двух буквах

древнееврейского алфавита. Понятие числа играет в Каббале огромную

роль. Каждое число несет в себе, с ее точки зрения, божественную

функцию. С одной стороны Каббала занимается изучением имени Бога в его

различных проявлениях, которое звучит как Иегова - слово, пишущееся

по-еврейски четырьмя буквами: 1 ("йод"), Н ("хе"), V ("вау"), Н

("хе"). Это имя, состоящее из четырех букв, означает по-древнееврейски

"тетраграмматон". Четыре стихии - Земля, Вода, Воздух, Огонь - тесно

связаны с этими буквами. Считалось, что познание сущности этого имени

приближает человека к непостижимому Богу. Блаватская писала на этот

счет следующее: "Праведные евреи считали это имя слишком священным для

произношения, и при чтении священного писания заменяли его словом

"Адонаи", что значит "Господь". В Каббале буква 1 соответствует хохме,

буква Н (первая) - бине, буква V - тиферет, буква Н (вторая) - малкут.

Христиане читают IHVH как Иегова, а многие современные ученыебиблеисты

- как Яхве. В "Тайной Доктрине имени Иегова приписывается только

Сефира Бина, однако такая ассоциация не признается розенкрейцерской

школой каббалистов. Также в книге Кнорра фон Розенрота "Kabbalah

Denudata" читаем: "Некоторые авторитетные каббалисты с IHVH связывают

только Бину, но это относится только к Иегове эзотерического Иудаизма.

IHVH Каббалы имеет лишь слабое сходство с Богом Ветхого Завета."

"Каббала" Розенрота не служит авторитетом для восточных каббалистов,

ибо хорошо известно, что при написании своей книги Розенрот

использовал современные, а не древние (Халдейские) манускрипты. Также

известно, что эти манускрипты и рукописи Зогара, те, что называются

"древними" упоминают, а некоторые используют мазоретскую систему

гласных звуков. Одно это заставляет предположить, что эти рукописи

Зогара являются подложными, ибо мазоретская система не старше VII-Х

веков н. э."

Как видно из этого отрывка, свидетельствующего о наличии жарких споров

по поводу истинности каббалистических построений внутри данной

традиции, сама Каббала, в особенности ее практическая ветвь,

занимается исследованием соотношений между древнееврейскими буквами,

числами и звуками. Потому практическая Каббала подразделялась на три

основных направления: ГЕМАТРИЮ, НОТАРИКОН и ТЕМУРУ. ГЕМАТРИЮ

определяла численное значение еврейских слов с помощью суммирования

значений составляющих их букв и установления аналогий между словами и

фразами, что позволяло извлекать скрытый смысл букв, слов и

предложений. НОТАРИКОН изучал способы образования слов из первых и

последних букв слов, которые входили в каждое предложение. ТЕМУРА

рассматривала аналогии между словами, отношения между которыми, как

писала Блаватская, "указываются определенными изменениями в положении

букв или замене одной буквы другой".

Помимо установления численного значения каждой буквы, слова и

предложения, каббалистов интересовал сакральный смысл всех чисел, в

особенности тех, что составляют первую десятку. Считалось, что они

символизируют собой десять духовных сфер или Сефирот, представляющих

собой эманации Первобожества Айн-Софа и заполняющих пространство между

бесконечным Творцом и конечным, удаленным от Творца Творением.

Сефироты внутренне организованы в единую систему, получившую название

"Древа Сефирот". Каждая последующая Сефира является эманацией

предшествующей. Вот названия десяти Сефир:

1. Кетер (Венец, Корона).

2. Хохма (Мудрость).

3. Бина (Разум).

4. Хезед (Милосердие, Величие).

5. Гебура (Правосудие, Строгость).

6. Тиферет (Красота,