что даже Зогар содержит в себе некоторые места,
непосредственно относящиеся к Книге Гермеса и приводит список этих
указаний. Влияние древнеегипетской мудрости на каббалистические
построения наблюдалось еще с раннего периода еврейской истории, и в
наибольшей степени проявило себя в эпохи Птоломеев и Александрии.
Наиболее яркими каббалистами, воспринявшими основной заряд жреческого
знания, существовавшего в стране пирамид, были такие выдающиеся
фигуры, как Исаак Альфали, Авраам Бен-Давид, Исаак Лория, и, конечно,
такие знаменитые личности, как Симон Бен Иохай, Моисей Кордуеро и
Маймонид.
Числа и Каббала
Каббала с самого начала существования определяла себя как науку о
Боге, человеке и мироздании, содержащую в себе двадцать два верховных
принципа или тайны, которые как бы зашифрованы в двадцати двух буквах
древнееврейского алфавита. Понятие числа играет в Каббале огромную
роль. Каждое число несет в себе, с ее точки зрения, божественную
функцию. С одной стороны Каббала занимается изучением имени Бога в его
различных проявлениях, которое звучит как Иегова - слово, пишущееся
по-еврейски четырьмя буквами: 1 ("йод"), Н ("хе"), V ("вау"), Н
("хе"). Это имя, состоящее из четырех букв, означает по-древнееврейски
"тетраграмматон". Четыре стихии - Земля, Вода, Воздух, Огонь - тесно
связаны с этими буквами. Считалось, что познание сущности этого имени
приближает человека к непостижимому Богу. Блаватская писала на этот
счет следующее: "Праведные евреи считали это имя слишком священным для
произношения, и при чтении священного писания заменяли его словом
"Адонаи", что значит "Господь". В Каббале буква 1 соответствует хохме,
буква Н (первая) - бине, буква V - тиферет, буква Н (вторая) - малкут.
Христиане читают IHVH как Иегова, а многие современные ученыебиблеисты
- как Яхве. В "Тайной Доктрине имени Иегова приписывается только
Сефира Бина, однако такая ассоциация не признается розенкрейцерской
школой каббалистов. Также в книге Кнорра фон Розенрота "Kabbalah
Denudata" читаем: "Некоторые авторитетные каббалисты с IHVH связывают
только Бину, но это относится только к Иегове эзотерического Иудаизма.
IHVH Каббалы имеет лишь слабое сходство с Богом Ветхого Завета."
"Каббала" Розенрота не служит авторитетом для восточных каббалистов,
ибо хорошо известно, что при написании своей книги Розенрот
использовал современные, а не древние (Халдейские) манускрипты. Также
известно, что эти манускрипты и рукописи Зогара, те, что называются
"древними" упоминают, а некоторые используют мазоретскую систему
гласных звуков. Одно это заставляет предположить, что эти рукописи
Зогара являются подложными, ибо мазоретская система не старше VII-Х
веков н. э."
Как видно из этого отрывка, свидетельствующего о наличии жарких споров
по поводу истинности каббалистических построений внутри данной
традиции, сама Каббала, в особенности ее практическая ветвь,
занимается исследованием соотношений между древнееврейскими буквами,
числами и звуками. Потому практическая Каббала подразделялась на три
основных направления: ГЕМАТРИЮ, НОТАРИКОН и ТЕМУРУ. ГЕМАТРИЮ
определяла численное значение еврейских слов с помощью суммирования
значений составляющих их букв и установления аналогий между словами и
фразами, что позволяло извлекать скрытый смысл букв, слов и
предложений. НОТАРИКОН изучал способы образования слов из первых и
последних букв слов, которые входили в каждое предложение. ТЕМУРА
рассматривала аналогии между словами, отношения между которыми, как
писала Блаватская, "указываются определенными изменениями в положении
букв или замене одной буквы другой".
Помимо установления численного значения каждой буквы, слова и
предложения, каббалистов интересовал сакральный смысл всех чисел, в
особенности тех, что составляют первую десятку. Считалось, что они
символизируют собой десять духовных сфер или Сефирот, представляющих
собой эманации Первобожества Айн-Софа и заполняющих пространство между
бесконечным Творцом и конечным, удаленным от Творца Творением.
Сефироты внутренне организованы в единую систему, получившую название
"Древа Сефирот". Каждая последующая Сефира является эманацией
предшествующей. Вот названия десяти Сефир:
1. Кетер (Венец, Корона).
2. Хохма (Мудрость).
3. Бина (Разум).
4. Хезед (Милосердие, Величие).
5. Гебура (Правосудие, Строгость).
6. Тиферет (Красота,