на случай смерти.
5. Каждый год в праздник Тела Христова следует собираться в Доме Святого Духа.
6. Братство Розенкрейцеров должно оставаться тайным в течение ста лет.
После этого .братья расстались друг с другом, и связь между ними, похоже, была почти утеряна. В «Fama» говорится, что «мы, последние из братьев, не знаем, когда умер наш славный Отец R.C.»
Далее в «Fama» в аллегорической форме рассказывается о том, как был найден склеп Христиана Розенкрейца. Во время работ по реконструкции главного здания Братства - «Дома Святого Духа», был найден большой медный гвоздь. При попытке выдернуть его, разрушилась часть стены и обнаружилась дверь с надписью - «POST CCXX ANNOS РАТЕВО» («Через 120 лет я восстану»). Когда дверь наконец-то открыли, «нашему взору предстал склеп, имеющий семь сторон (...) хотя склеп был совершенно не доступен для солнечного света, тем не менее, он был освещен искусственным мистическим Солнцем, которое находилось вверху, в центре потолка. В середине (...) был круглый алтарь, накрытый медным листом, на поверхности которого было выгравировано: «Я сделал этот склеп как модель Вселенной». Вокруг были начертаны слова: «Иисус для меня все». Посредине стояло четыре фигуры, расставленных по кругу. Под каждой имелась надпись: (1) Нигде нет пустоты. (2) Бремя Закона. (3) Свобода Евангелия. (4) Недосягаемое Величие Бога. Так как мы еще не обнаружили тело нашего заботливого и мудрого Отца, то решили сдвинуть алтарь в сторону. Под ним находилась прочная серебряная плита. Когда ее подняли, мы увидели тело прекрасного и достойного человека, совершенно нетленное... В руках была книга Т, являющаяся, наряду с Библией, нашим величайшим сокровищем». За стенами склепа братья нашли книги, магические зеркала, пояса и даже «еще горящие лампы».
О чем говорит эта аллегория? По крайней мере, ясно одно - здесь имеется связь с духовным возрождением, обретением новой жизни, внутренним воскрешением, в котором «все обновлено». Роберт Фладд, апологет розенкрейцерства XVIIB., почувствовал это и сказал:
Некоторые авторы, изучающие эту тайну (т.е. воскрешение), высказываются о ней туманно, а великий Розарий, как мне кажется, облек ее описание в священный символизм. Ибо здесь мы видим захороненный труп, от которого отделилась душа, и, по всей видимости, вознеслась на небо. Тело, должным образом подготовленное к захоронению или даже уже разлагающееся; и вот душа, некогда принадлежащая ему, обретя великую силу, вновь спускается в свое тело. Мы видим свет, подобный солнечному. Но этот свет, исходящий из могилы, был интенсивней и ярче, чем у нашего небесного светила. Мы видим картину становления совершенного человека, изображенную с удивительным мужеством.
Я не стану тратить время на комментарий ко «Всеобщей Реформации», так как у меня имеются сильные подозрения, что это вовсе не подлинный розенкрейцерский манифест. Очевидно, предприимчивый издатель просто объявил его продолжением «Fama Fratemitatis». Так или иначе, в нем содержится множество заимствований из «Raguaglio di Parnasso» Боккалини, итальянского лютеранина, который умер, отстаивая свою веру, в 1613г.
Самым необычным из всех четырех манифестов является «Химическая свадьба», опубликованный в 1616г. И если верить теологу-лютеранину И.ВАндреа, который утверждал, что написал его в возрасте 14 лет, то каким же удивительным и не по годам развитым ребенком был он.
В «Химической свадьбе» говорится о том, что Христиан Розенкрейц накануне Пасхи был приглашен на королевскую свадьбу. На самом приглашении был изображен крест, несущий на себе как солнечный диск, так и полумесяц. И хотя Розенкрейц ждал этого приглашения семь лет, он был настолько тронут, что чуть было не лишился чувств.
На следующий день он проснулся рано и начал готовиться к путешествию. День спустя, воткнув в шапку четыре красные розы, он отправился в путь. Однако обнаружил, что во дворец короля ведут четыре дороги и лишь одна из них - Королевская дорога. По любой выбранной дороге следовало ехать до конца, так как повернувшего назад ожидала смерть. Вначале Розенкрейц был в неведении - какой путь избрать. Но, оказывая помощь голубке, раненной вороном, он неожиданно очутился у больших ворот, на которых было вырезано множество незнакомых ему мистических знаков. Когда стражник спросил его имя, он назвал себя «братом Алой Розы-Креста» и, получив в обмен на воду золотой опознавательный знак, прошел ко вторым воротам, охраняемым львом. Здесь он подвергся той же процедуре, только на этот раз, чтобы получить знак, он отдал свой узелок соли. Затем