Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

См. Д-р Жерар Энкосс (D-r Gerard Encausse LAnatomie philosophique et ses divisions, | т.)

Если я выбрал в качестве примера сходство между легкими и желудком, то только для того, чтобы предостеречь от заблуждения, которое навсегда закрывает знание герметических текстов, предполагая, что две аналогичные вещи сходны между собой.

Это совершенно ложно: две аналогичные вещи не более похожи друг на друга, чем легкое и желудок, или рука и нога. Я повторяю, что это замечание как нельзя более важно для изучения тайных наук.

Метод аналогии нельзя назвать ни дедукцией ни индукцией: он пользуется преимуществами, происходящими от соединения этих двух методов.

Если вы хотите ознакомиться с каким-нибудь памятником, то можете воспользоваться двумя средствами:

1.Ходить или скорее ползать 1 вокруг памятника, изучая малейшие подробности. Таким образом вы познакомитесь с составом самых маленьких частиц, с отношениями , которые они имеют между собой и т.д., но вы не будете иметь ни малейшего представления об общем виде здания. Таково употребление метода индукции.

1 См. Эдгара По. (Edg. Poe Eureka).

2.Взойти на возвышенность и смотреть на этот монумент как можно лучше, тогда вы получите о нем общее понятие, но без малейшего представления о подробностях. Таков способ дедукции.

Недостаток эти двух методов бросается в глаза и без дальнейших разъяснений. Каждому из них недостает того, чем обладает другой; соедините их и истина блистательно обнаружится, изучайте подробности, потом взойдите на возвышение и начинайте снова, сколько понадобится, тогда вы великолепно узнаете все здание, соедините метод физический с методом метафизическим - и вы дадите начало методу аналогическому, подлинному выражению древнего синтеза.

Употреблять одну метафизику - как это делают богословы- это настолько же ложно, как употреблять только физику, подобно физикам. Соедините нумен с феноменом, и явится истина.

Что можно заключить из этого?

Из этого следует заключить, что сочинения Канта, в своей критической части, показывают тщетность философских методов в том, что касается выражения явлений высшей физики, и указывает необходимость постоянной проверки отвлеченных выводов с наблюдением явлений, осуждая заранее и бесповоротно все, что осталось в чистых феноменализме и рационализме 1.

1 Lonis Lucas Chimie nouvelie, стр. 21

Мы сделали новый шаг в изучении древней науки, определив существование этого вполне специального метода, но этого мало: мы не должны забывать, что преследуемая нами цель есть объяснение, хотя и самое первоначальное, всех этих символов и аллегорических историй, прослывших такими таинственными.

Когда, говоря об аналогии между легкими и желудком, мы обобщили факты, открытые^эксперимен-тальной или индуктивной науками, то расположили эти факты по степеням.

Но меня могут спросить, разве существуют степени между феноменами и нуменами!

Достаточно простой наблюдательности, чтобы заметить, что очень большое количество фактов управляется небольшим числом законов. К изучению этих законов, известных под именем вторых причин и относятся труды науки.

Но эти вторые причины сами управляются довольно ограниченным числом первых причин. Впрочем, изучением этих последних совершенно пренебрегает современная наука, которая, удалившись в область осязаемых истин, verites sensibles, предоставляет разыскивать своим последователям всякое учение и веру. А между тем, там-то и есть сущность науки.

Не будем в данную минуту спорить о том, кто прав и кто виноват, довольно с нас доказать существование этой тройной градации:

1.Бесконечная область фактов.

2.Более ограниченная область законов или вторых причин.

3.Еще более ограниченная область принципов или начал (первых причин). Объясним все это рисунком, взятым из сочинения Миссия Евреев,стр.32.

Эта градация, основанная на числе три, играет важную роль в древней науке. На ней же основана большею частью и область аналогии. Поэтому мы должны обратить внимание на ее подробности. Эти три границы можно применить при изучении человеческого тела, жизни и воли.

Какая-нибудь часть тела, палец, например, может не испытывать влияния воли, не прекращая из-за этого существования (паралич локтевой и лучевой) ,он может быть поражен гангреной, но все же не перестать двигаться.

Итак, вот три особые области, которые рассматриваются при изучении человека: область тела, обозначающая инертную массу костей и мускулов, область жизнедеятельности, осуществляющая свои функции с помощью целого ряда специальных проводников (главный нерв и нервы vaso moteurs, или