Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

рассказывали такие науки, как Теургия, Магия, Священная Терапевтика и Алхимия. Об их существовании кандидат узнавал, находясь во второй степени своего посвящения.

В древней науке было четыре степени порядка изучения. Три из них охватывали природу оживляющую, живущую и, наконец, человеческую, служившую связью двум первым, иерограмма (священный знак) коих будет ЕВЕ - жизнь.

Четвертая, изображенная в Моисеевом предании посредством первой буквы имени lEBE, соответствовала совершенно другой цепи познаний, означенных числом 10. 1

Достоверно то, что в этом цикле цивилизации - единство человеческого рода во вселенной, единство вселенной в Боге и единство Бога в самом себе, были изучаемы не в виде суеверия первоначального, темного и обскурантического, но как сверкающий ослепительный венец четвертной цепи наук, одушевляющих биологический культ, формой которого послужил Сабеизм 2.

1 Saint-Yves,cтp. 121.

2 Сабеизм - поклонение стихиям и звездам; по мнению некоторых

авторов он является началом астрологии. (Прим, перев.)

Название высшего бога этого цикла - Извара, супруга живой мудрости, оживляющей природы, Пракрити, есть то же самое, что Моисей нашел почти пятьдесят веков спустя в Халдейском предании об Абрамидах в святилищах Фив и избрал его циклическим символом своего движения - Извара-Эль, или сокращенно Израэль, разумение или царственный разум (Дух) Бога 1.

1 Saint-Yves,cтp. 99.

Из вышеприведенного ясно видно, что изучение древней науки сводилось к четырем следующим отделам:

   

Часть II

Осуществление

Глава 4.

О выражении мысли. - Знаки. - Происхождение

наречий. - Рассказы символические и их толкование.

- Изумрудная скрижаль Гермеса и ее объяснение. - Телесм.

- Алхимия: Объяснение герметических текстов. - Качественная геометрия.

- Имена собственные и их употребление.

Проследив преподавание древней науки в ее святилищах, мы указали последовательно главнейшие из заключавшихся в ней мыслей.

Но этим не должна ограничиваться наша задача.

Идея, оставаясь в голове ее творца, невидима прочим людям.

Тот, кто может сообщаться с другими только посредством чувств, поймет лишь идею, доступную ощущениям.

Идея невидима. Чтобы сделать ее понятной, употребляют знаки различного рода. Основами знаков служат: голос, жест и написанные буквы. Запечатлевается же идея при помощи звука, движения и света 1.

1 F. d Olivet Lang. hebr. rest. To же Claude de Saint-Martin le Crocodile.

Займемся знаками, чтобы уразуметь способ, которым египетские жрецы излагали мысли, понятные для посвященных.

Чрезвычайно важны- для исследователя оккультизма сведения о происхождении наречий,

поэтому крайне любопытно проследить выводы двух замечательных ученых и прозорливых людей - Клода де С.Мартена - Неизвестного Философа и Фабра дОливе - достигших различным путем одинакового заключения относительно этого важного вопроса.

Оба негодуют на школу Сенсуалистов, восстановленную в последнее время людьми положительными, утверждающими, что наречия имеют совершенно произвольное, ничем не обоснованное происхождение. Оба они руководствовались в своих выводах основательным знанием еврейского языка.

Невольно является вопрос, кому же верить?

Тем ли, кто едва знает один или два новейшие языка, не изучив даже их происхождения, или тем, кто изучением всех древних наречий, достиг, наконец, знания трех основных языков: Китайского, Санскритского и Еврейского 1, служащих, с самого начала человеческого рода, провозвестниками возвышенного разума.

С какой бы точки ни смотрели на происхождение человечества, коренной зародыш мысли мог быть ему передан только знаком, служившим основой мысли. 2

Не думаю, чтобы я ошибался, заявляя, что слова, из которых состоят наречия вообще, и еврейский язык в особенности, есть не случайность произвола, как утверждают многие, но имеют в основе глубокий смысл. Я постараюсь доказать, что нет ни одного языка, которого нельзя бы было, при помощи грамматического анализа, свести к элементам неизменным и точным по существу, хотя бы способным изменяться до бесконечности по форме.

Эти элементы и составляют основу речи, которую я наименовал знаком. Они выражаются голосом, жестом и начертаниями букв. 3

1 F. dOlivefLang. heb. rest.

2 Saint-Martin Crocodile, les Singes et les Idees.

3 F. dOlivet La Lang. hebr. restituee.

Дальше мы проследим и происхождение знаков. Как основание речи я назвал: голос, жест и буквы; как средства - звук, движение и свет, но эти свойства и средства не имели бы значения без творческой силы, независящей от них, но властной над ними,