Плиния 4 и Павзания 5 упоминаются кислоты, соли, алкоголь, эфир и др. составы химии органической и неорганической, хотя секретов своих изобретатели не передали потомству умышленно или случайно.
1 Vie dAlexaudre, гл. 29
2 Questions naturelles, кн.3,гл.25
3 Кн.10, посл. глава
4 Histoire naturelle, кн. 30, гл.16
5 Aread, гл.25
Порфирий в сочинении Администрация государства описывает артиллерию Константина Багрянородного.
Валерианий в своей книге Жизнь Александра упоминает о бронзовых пушках Индии.
Ктезий описывает знаменитый греческий огонь - из смеси селитры, серы и углеводорода, - употреблявшийся в Халде значительно раньше Нина; в Иране и Индии известный под названием Огня Бхаравы. Самое это имя намекает на жреческое сословие краснокожих, которое являлось первым законодателем чернокожих в Индии, и указывает само по себе на глубочайшую древность.
Геродот, Иустин и Павзаний говорят о минах, осыпавших градом камней и бомб персов и галлов, грабителей Дельф.
Сервий, Валерий Флакк, Юлий Африканский и Марк Грек описывают состав пороха, по древним преданиям, причем последний представляет состав его одинаковым с употребляемым в наше время.
В другом разделе говорится о врачевании, напоминающем современные открытия медицины; а также о циркуляции крови, антропологии и всеобщей биологии - хорошо известных Гиппократу.
Открытия, сделанные Демокритом, не сохранились для нас, но известны способы изготовления искусственных драгоценных камней, египетский способ приготовления мягкого стекла, бальзамирования трупов, окрашивания материй в различные цвета, а также материал, употреблявшийся римлянами в архитектурных постройках. Быть может, все это нам мало известно оттого, что классические писатели рассказывали только о трудах своих сограждан, не заботясь об изобретениях иностранцев, или от обыкновения публики верить только газетным сообщениям и энциклопедиям. Как бы то ни было, древняя наука оставила множество доказательств своего существования, и приходится, следовательно, верить им или отрицать все.
Теперь нам следует указать, где именно изучали эту науку - поэтому вновь придется обратиться к Миссии Евреев.
Первоначальное образование и воспитание, по Каллипедии(собрание правил для рождения и воспитания красивых детей у греков), давались семьей, в которой господствовал религиозный дух. Вместе с тем у домашнего очага изучались разные науки, промысловые же познания приобретались от людей, как назывались у древних итальянцы, или у жень - китайцев, т.е. племени, название которого осталось неизвестным. Науки более высокие, соответствовавшие современному среднему образованию, преподавались в храмах, под названием Малых Мистерий.
Окончившие изучение малых мистерий, в продолжении многих лет, получали разные наименования: Сына женщины, Героя, Сына мужчины - и пользовались некоторой властью в обществе, врачевали болезни, имели право голоса в управлении страной, а также в решениях третейского суда.
Большие Мистерии проходили сообразно чину и познаниям, и давали посвященным названия: Сына Богов и Сына Бога. В зависимости от того, находился ли храм в столице или провинции, он наделялся большим влиянием при священнодействии и управлении страной. Итак, наука, которую мы разыскиваем, исходила из храмов и была доступна каждому желающему, способному к нравственному и умственному развитию, без различия происхождения. С. Ив-дАльвейдр и Фабр д,Оливе свидетельствуют:
Религии древних народов, а в особенности египтян, были полны тайн. Множество образов и символов служили как бы канвой непрерывного святого труда людей, посвящавших себя науке. Они изучали книгу природы и высшие откровения, передавая необходимые вещи понятным языком. Не понимавшие символов и аллегорий коснели в невежестве по собственной вине; но все святилища наук были открыты и доступны каждому желавшему их изучить, и люди способные продвигались вперед шаг за шагом. Они имели возможность, благодаря познаниям, подниматься к богам и опускаться в недра земли к праху покойников; потому что религия обнимала все отрасли знаний, и не было почти ничего сокровенного для достигшего высшего посвящения. Так например, в знаменитых Фивах, первосвященник достигал высшего посвящения только постепенно, пройдя все степени, начиная с низшей, основательно исчерпывая познания каждой, и лишь признанный вполне достойным, переходил на следующую ступень...
Этим способом тайны не разоблачались пред каждым, и истина постигалась не всеми (F.dOlivet La Langue hebraique restituee, II-й т. стр.7).
Но где начало таинств, и как узнать