рацион, сокращая потребление тяжелой пищи, при этом, однако, не голодая.
Не следует также относиться к потреблению пищи как к греху и извиняться перед собой и другими за то, что ты все еще нуждаешься в ней. Еда, полезная для тела, должна быть приятной на вид, вкусной и питательной. Питаться не стыдно; стыдно переедать, есть что угодно и когда попало.
Всегда возникает вопрос, следует ли придерживаться вегетарианства. Если ты уже перешел на вегетарианскую диету и полностью доволен этим, тем самым ты вышел из затруднения. Если же ты все еще не вегетарианец, не заставляй себя сразу же отказаться от употребления мяса, а просто ешь его не так много до тех пор, пока у тебя не появится естественное желание исключить его из своего рациона. С теоретической точки зрения, переход на вегетарианское питание является большим успехом, но, как показывает мой личный опыт, подобно другим добродетелям, оно может поставить человека перед серьезными проблемами. Все вышесказанное особенно верно в отношении больных хроническими недугами, поскольку вследствие неожиданных изменений в питании их состояние может заметно ухудшиться.
Одно предупреждение для начинающего вегетарианца: не пытайся заменить мясо углеводами, потому что после этого ты будешь чувствовать себя хуже, чем раньше. Чтобы перейти на сбалансированную вегетарианскую диету, нужны время и работа мысли. Не следует пытаться перейти исключительно на сырые фрукты и овощи, если ты не подготовил себя к этому в течение нескольких лет. Помни, что нищему в восточной Индии не нужно выносить напряжение, столь характерное для западного образа жизни. Он лишь спокойно сидит под деревом, медитирует большую часть времени и не совершает при этом никакой тяжелой работы. Диета, которая подходит для него, не может быть удовлетворительной для тебя.
Процитирую Сократа еще раз: Во всем главное - мера.
Это значит, что питание не должно быть обильным, но в то же время не следует увлекаться проектами довести свой рацион до минимума. Голодание, а также продолжительные периоды питания какими-то одними продуктами должны проводиться под наблюдением опытного диетолога. У неподготовленных людей эксперименты с голоданием обычно заканчиваются плачевно.
Физические нагрузки
Большие и непомерные физические нагрузки являются серьезным излишеством. Они укорачивают жизнь, истощают энергетические ресурсы и делают человека неспособным выполнять свои обыденные дела и творчески мыслить. Автор этой книги не ставит своей целью разубеждать тех, кто делает утром пятиминутную зарядку, однако энтузиастам физической работы следует помнить, что здесь, как и во всем, тоже важна умеренность.
Физические упражнения должны иметь непосредственное отношение к жизни. Так, домохозяйка редко задумывается над тем, как ей получить дополнительную нагрузку, поскольку она проходит мили, выполняя работу по дому. Дзэнские монахи учат: человек не должен ходить, если он никуда не идет. Когда твое понимание эзотерических традиций углубится, ты почувствуешь, что некоторый объем физической работы ты будешь выполнять естественно, тогда как усердствовать в этом не будет никакой необходимости - если, конечно, ты не поставишь перед собой определенной цели.
Изучающим философию не следует стремиться преуспевать в состязательных видах спорта. Когда Солону предложили сходить на игры и посмотреть на знаменитого древнегреческого атлета, который мог плавать, как рыба, прыгать, как олень, и бегать, как заяц, он вежливо отказался, сказав, что человеку не подобает подражать животным. Он также заметил, что если услышит о человеке, который умеет мыслить, как боги, то с удовольствием отправится к нему.
В физических упражнениях философы стремятся выражать себя эстетически. В частности, они предпочитают танцевать, поскольку танец дает прекрасную возможность для эстетического самовыражения. Танец привносит в движения тела некое подобие космических процессов, он развивает чувство ритма и грацию.
Нововведения
Философ стремится постичь вечное бытие. Он желает освободиться от ложных идеалов, представлений и предрассудков. Поэтому очень важно, чтобы он отрешился от преходящих ценностей, таких, как политика, традиции и нововведения. Подобная перемена в отношении не означает равнодушие к социальному прогрессу, поскольку все великие философы были также и социологами. Однако искатель Истины должен перестать беспокоиться и переживать за своего кандидата или за свою партию и занять такое положение в обществе, которое давало бы ему возможность наблюдать, как разнообразные и противоречивые явления,