Мэнли П. Холл

Самораскрытие посредством упражнений

по одной причине - они не познали Истину, которая пребывает внутри.

В ходе своих исканий они получили множество различных ответов, много знаний, но не Истину. Как и Будда, который долго скитался от одного святого к другому, они в конце концов осознают, что конечная цель их поиска, высшая значимость всех обрядов и ритуалов, подлинной смысл символов и аллегорий - в постижении сокровенной реальности внутри.

Чтобы восседать в Законе, человек, как медитирующий Будда, должен достичь состояния абсолютной целостности. Он должен стать в высшей степени спокойным, уравновешенным и умиротворенным. Достигнув этого состояния, ученик готов к тому, чтобы получать дальнейшие наставления. Не оставив ничего для себя, отказавшись от всех своих устремлений, не требуя ничего, он ожидает, когда внутри него состоится свершение Закона. Так в его душе умирает эгоизм и окончательно угасают эмоции и желания. Это полное единение с Законом приносит единственную подлинную безопасность, на которую человек может рассчитывать. Тогда, воистину, ученик восседает в Законе.

Предание гласит, что Бодхидхарма пересек Китайское море на пальмовом листе. Бушевал шторм, волны вздымались к небу, и шум моря напоминал звуки на поле брани. Между тем, когда он приблизился к морю, на нем образовалась спокойная дорожка, по которой буддистский патриарх, завернувшись в зеленую мантию, проплыл по морю на волшебном листе. Это сказание имеет то же символический смысл, что и библейская легенда о Христе, который ходил по воде.

Вот на какое постижение наводит нас это предание. Море - это жизнь. Море, поверхность которого обдувается всеми ветрами, - это ум человека, приводимый в движение каждым дуновением эмоции, пенящийся под шквалами повседневных страхов и беспокойств. Однако посреди этого бушующего моря жизни архат идет по стезе покоя - ибо постижение Закона сделало его невозмутимым.

Сравни такой удел с беспокойной жизнью, которую ведут большинство смертных. Сравни беспокойства и ужасы плотской жизни с безмятежной отрешенностью, безопасностью и абсолютной самодостаточностью мудреца. Вспомни историю о Будде. Будучи молодым принцем, он встретился с болезнями, горем и смертью, после чего увидел монаха умиротворенной наружности, который медленно шел по пыльной дороге, невозмутимый и непривязанный. И тогда Будда немедленно решил, что удел этого человека ему ближе, нежели судьбы царедворца. Таково пребывание, таково воистину безопасное положение. Мудрец сидит на лепестках открытого цветка лотоса, символе просветления. Он погружен в постижение, неподвижен, пребывает в Законе.

Неподвижность

Неподвижность в Законе не означает физического бездействия тела, а символизирует великую целеустремленность. Ученик должен взяться за одну систему развития и оставаться верным ей. Он должен обезопасить себя преданностью одной цели, и тогда ни время, ни другие материальные отвлечения не собьют его с пути.

(((Рисунок на стр. 73. Под ним написано:)))

[ Умножение структур. Ученик постигает разделенность внутри себя, но остается целостным. Единый осознается в трех Своих основных проявлениях, или качествах. Эти качества представляют собой корни внутренних измерений сознания. ]

Мы должны осознать, что наш подход к Реальности нельзя отделить от нас самих. Неофит, прежде чем войти в медитацию, замыкает в себе энергетические потоки. В древних книгах, в которых приводятся изображения философов, мы видим, что их тело напоминает восьмерку, когда они скрещивают ноги и соединяют вместе руки. Для этого существует две причины. Первая состоит в том, что им нужно исключить неблагоприятные энергетические потоки, а вторая - в том, чтобы предотвратить рассеяние энергии.

Исключение неблагоприятных потоков фактически означает, что своим постижением индивид вытесняет из своего сознания мысли, эмоции и поступки, которые увлекают его вниз. Предотвращение внешних неудач на практике сводится к преодолению отрицательных качеств личности. Внешних в метафизическом смысле не всегда означает относящихся к внешнему

миру, подобно тому как

тело является внешним по отношению к Я. Отказ от внешних объектов подразумевает сознательное вознесение ума до уровня, на котором психические и эмоциональные факторы не наблюдаются. Достигнув наивысшего уровня развития, ученик больше не подвергается в течение медитации нежелательным вторжениям проявлений поверхностного сознания.

Прекращение рассеяния энергетических потоков означает, что индивид во всех ситуациях экономит свои ресурсы, поскольку никто не может достичь высокой ступени духовности, если он