себя, как в пустыне.
Далее мы поговорим о стуле или любом другом предмете, который используется для сидения. Упражнения желательно выполнять, сидя на удобном стуле с ровной спинкой. Стул не должен быть слишком мягким, чтобы ты не проваливался в него; с другой стороны, он не должен быть слишком твердым и неудобным. Вся наша жизнь есть балансирование между удобством и неудобством, поэтому стул вполне может быть символом жизни - не очень жестким, но все же не таким комфортабельным, чтобы ты забыл, что сидишь. Роскошные кресла, которые словно протягивают к тебе руки, своим видом напоминают ложные учения.
Важно, чтобы стул или какой-либо другой предмет для сидения использовался в течение первых шести месяцев. Затем от него следует отказаться, поскольку ты должен будешь научиться медитировать где угодно и при любых условиях.
Упражнения по медитации не должны быль слишком простыми. В то же время они не должны быть слишком сложными до тех пор, пока ученик не станет достаточно сильным. Как и маленьких ребенок, прежде чем ходить, неофит должен научиться ползать.
Очень важна регулярность в занятиях. Выбери какое-то
одно время, когда ты более всего спокоен - будь то спокойные
часы до начала рабочего дня или же после окончания повседневных занятий. Остановись на каком-то одном времени и больше не меняй его. Если хочешь, можешь выбрать какое-то необычное время - однако не столь необычное, чтобы ты постоянно думал о нем и не мог отвлечься от этих мыслей во время медитации. Позаботься также о том, чтобы в занятиях у тебя было не больше одного перебоя в неделю - приходи на свидание с собой по крайней мере шесть раз из семи.
Когда место и время выбраны и ты подготовил себя внутренне надлежащим образом, помни, что только вначале ты позволяешь себе медитировать в покое, а потом должен будешь окунуться в беспокойную жизнь. Начиная наедине с собой, ты должен научиться созерцать среди людей. Вначале ты медитируешь в комфортной обстановке, но со временем сможешь сохранять самообладание даже в суете. Ты приступаешь к целенаправленным занятия, которые помогут тебе навсегда обрести то, что сейчас тебе доступно лишь на секунды. Ты делаешь первые шаги к тому, что впоследствии преобразит твою жизнь и сделает ее изобильной.
Четвертое постижение
Твое четвертое постижение - это умение слушать Закон.
Задумайся над смыслом этих слов. Стремись увидеть в них то, что не может быть описано, а должно быть пережито.
Подобно поющим лоханам (буддистским архатам), которые внимают Закону в Алмазных Горах Кореи, современный ученик должен слушать Песнь Истины, которая вечно звучит во всех мирах.
Чтобы внимать Закону, человек должен погрузиться в молчание, окунуться в тишину. Внешние звуки должны растаять в безмолвии. Внутренний слух должен услышать Голос Пространства.
Пусть разум пребудет в покое; пусть желания уймутся; пусть тело расслабится; пусть все ощущения и побуждения прекратятся - и тогда слушай! Когда приходится туго, когда досаждают проблемы, когда жизнь кажется дурным сном - слушай!
Если тебе удалось занять правильное положение (достичь правильного расположения духа), если ты открылся Закону, ты услышишь. Говоря словами восточного поэта: Закон придет к тебе, подобно дуновению легкого вечернего ветерка; ты услышишь его, как тихий шелест пальмовых листьев. Теперь ты понимаешь подлинный смысл слов Библии о том, что прохладным вечером Господь (Закон) прохаживался в саду.
В самой гуще событий, среди проблем, возникающих в жизни, - слушай Закон!
(((Картинка на стр. 80. Подпись к ней:)))
[ Из Иллюстраций к деяниям Будды Шакьямуни, который проповедовал среди людей, Юн-шань, 1808. Движение Реальности здесь представлено в виде дракона, возникающего в сознании Будды по время медитации. ]
Глава V
Сосредоточение
От постижения эзотерического значения положения тела как символа пребывания в Законе сейчас мы переходим к освоению первого из семи практических упражнений. Для удобства это первое упражнение мы назовем сосредоточением.
Сосредоточение - а для нас очень важно понять значение этого слова в его подлинном мистическом смысле - есть собрание воедино всех способностей ума, направление внимания на достижение единой цели. Мы используем слово сосредоточение в смысле, который выражен восточными адептами так: Сидя в одиночестве, завернувшись в мантию, мастер вошел в самадхи.
Выражение сидя в одиночестве относится к положению тела и означает пребывание в настоящем. Слова завернувшись в мантию говорят о том, что он свел воедино или интегрировал все проявления своего ума.