трансцендентного существа, пребывающего в самом центре города и наблюдающего все происходящее в нем. Трансцендентное существо требует, чтобы после многих лет люди покинули город, и он стал пустынным. Тогда оно будет в безмятежном созерцании восседать в нем - так трансцендентное существо начинает господствовать в жизни человека.
В конце концов не остается ничего, кроме трансцендентного существа - создания, которое выросло из благороднейших надежд и устремлений, которое есть наше подлинное Я, тогда как поверхностное Я без следа растворилось в ткани вселенной.
Человек больше не живет для себя и через себя. Он существует для того, чтобы следовать импульсам трансцендентного существа. Он живет для того, чтобы свидетельствовать о воле и целях вселенского духа, который воцарился внутри него.
С помощью созерцания и сосредоточения трансцендентное существо может быть постигнуто как очень реальное и в высшей степени субстанциональное. Это сущность сродни глубинному содержанию происходящего, которая обитает в святая святых человеческой души. Трансцендентное существо становится господином жизни, тогда как поверхностная личность - его добровольным покорным слугой.
Буддист в восторге воспевает: Я преклоняюсь перед лотосовым престолом.
Он хочет сказать именно это. Как личность он преклоняется перед лотосовым троном своего сердца, где пребывает Шакьямуни, свет Азии и всего мира, бесценный самоцвет и трансцендентное существо.
Седьмое постижение
Ощущать или осознавать себя верным священному долгу - великое духовное переживание. В некотором смысле это осознание вселяет в человека достоинство, но в то же время оно делает его воздержанным и смиренным. Пройдя через это переживание, человек становится своим верховным жрецом, его сердце превращается в алтарь. Божество, пребывающее в этом святом месте, есть трансцендентное существо. Когда человек поклоняется непосредственно трансцендентному существу, религия становится сокровенной.
Это божество вечно пребывает с человеком. Это не божество, а отблеск Бога, Начала, Истины, которая посредством тайной алхимии преображает земные аспекты человека, хотя она никогда не ограничивает и не разрушает их.
Трансцендентное существо было, есть и будет. Оно остается
безмолвным наблюдателем. Это не голос совести, потому что он
никогда не критикует, не обвиняет, не сомневается и не задает
вопросов.
Как бесстрастное лицо медитирующего Будды, оно пребывает в сердце и ждет; ждет в течение веков, оставаясь неподвижным и неизменным, с закрытыми глазами и невозмутимыми, дремлющими чертами. Оно ждет наступления дня освобождения. Оно никуда не спешит, потому что для него не существует времени. Пробуждение не может прийти слишком поздно; освобождение окутано вневременной тайной. Оно ждет и в то же время не ждет, потому что оно не имеет отношения ко времени. Вневременное ожидание - это тайна, которая открывается пред безднами человеческого сознания в постижении.
Среди всех тайн азиатской метафизики нет более возвышенной, нежели учение о трансцендентном существе, вечно пребывающем
Я. Совершенствуя свою душу, человек в действительности посредством милости не от мира сего развивает вселенскую душу. Он взращивает в себе добродетели в помощью мудрости, которая возникает не из него и переливается в понимание, которое также ему не принадлежит.
Все конструктивные и созидательные способности, которыми человек может обладать, приходят в его личность из тайного глубинного источника. Их смысл не в том, чтобы развить новую личность, но в том, чтобы в совершенстве явить трансцендентное существо, которое, возникая вначале как символ своего материального окружения, раскрывается, развивается и становится спасителем мира, подлинным спасителем мира каждого человека.
Глава VIII
Расширение сознания
На изображениях даосской философии ангелы (genii), или связующие духи, часто путешествуют по воздуху верхом на необычных птицах с ярким оперением. Эти рисунки обладают глубинным философским смыслом и используются для медитации.
В древних Таинствах ангелы символизировали различные проявления внутреннего мира человека. Так, например, считалось, что в ходе многочисленных перевоплощений душа, или высшее Я, собирает урожай переживаний. В одном воплощении акцент делается на наблюдении, тогда как в другом человек может решать проблемы, связанные с ложными представлениями. Когда саттва, или Я, создает в начале каждого физического воплощения новую личность, эта личность составляется из осколков предыдущих переживаний. Таким образом личность может рассматриваться