либо как целостная сущность, либо как сущность, составленная из многочисленных переживаний индивида. Если рассматривать ее как целостную сущность, личность называется эго; но если рассматривать ее как составную сущность, можно считать, что она образована из различных аспектов, которые были названы ангелами.
Эти разнообразные переживания, путешествующие на сверкающих крыльях мысли, кружатся в пространстве и порхают по всему миру. Каждое из них проживает свою короткую жизнь, которая входит в более продолжительную жизнь индивида. Ангелов обычно изображают в виде напоминающих человека маленьких гротескных существ, которые нахлобучили на себя огромные мантии и накидки с изображениями символов представляемых ими качеств. У восточного человека ангелы своим видом вызывают ощущение чего-то воздушного и неземного. Их разноцветные одеяния развеваются вокруг них. Ангелы летают среди облаков. Нередко эти существа наделены чувством юмора, их лица имеют озорной вид, и почти всегда они на большой скорости проносятся по небу в неопределенном направлении.
Ангелов можно уподобить праздным мыслям. Мы садимся, чтобы серьезно поразмыслить о важных делах, и вдруг посреди созерцания наши мысли улетают в заоблачные дали. В этом случае нам приходится снова обратиться к ним и начать размышлять по новому кругу. Когда мы протягиваем руки своей души, чтобы поймать эти призрачные видения, они ускользают от нас с насмешливой улыбкой. Как сказал китайский поэт: Мысли людей вечно убегают от них и стремятся вернуться на небеса.
Существует великое разнообразие мнений по поводу того, как лучше справляться с проявлениями личности. В западный философских традициях проблема решается объединением всех ментальных процессов и подчинением их диктату воли. Все проявления внутреннего мира должны стать едиными и однонаправленными, потерять свою самостоятельность. Стремясь подчинить себе эти феномены, западный человек вступает в борьбу, имеющую своей целью объединение противоречивых наклонностей и переживаний. Восточный мистик не одобряет такую стратегию развития. Он склонен предоставить возможность потоку сознания беспрепятственно течь вперед по его магическому руслу.
В императорской коллекции художественных полотен в Пекине есть одно, которое является выражением восточной точки зрения. Фоном картины являются окутанные голубой дымкой далекие горные вершины, символизирующие неизвестное, в направлении которого движется все живое. На переднем плане изображен ангел мысли, летящий верхом на цапле. Рядом с ангелом, уцепившись за его развевающуюся мантию, летит в направлении гор философ. Вся картина передает атмосферу радости и приключений - рассудок улетает вдаль на крыльях своего воображения.
Изучить картину более полно можно, лишь заглянув в одну из величайших тайн созерцательной жизни. С философской точки зрения личность не является одним существом, одной целостностью, одним началом, одной силой. Каждая рождающаяся личность является итогом других жизней, прожитых в иные времена и при иных условиях. Подобно тому, как дровосек возвращается домой с вязанкой дров за спиной, человек рождается в новой жизни, неся с собой опыт многих прожитых жизней.
Одним из самых впечатляющих переживаний есть приспособление к внутренней целостности. Вглядываясь в окружающий мир, человек понимает, что должен решать проблему приспособления. Он должен научиться растворяться в толпе других людей, которые живут в этом мире. Он должен научиться приспосабливаться к многочисленным темпераментам и развивать в себе терпеливость, симпатию, понимание и другие качества, дающие возможность жить с людьми в мире и согласии.
Обращаясь внутрь себя для созерцания свой тайны, он встречается здесь с проявлениями разнообразия. Его внутреннее естество, не едино, но множественно. Если бы это было не так, из жизни ушло бы многообразие. Именно множественность внутри человека дает ему возможность конструктивно и ответственно встречаться с множественностью окружающего мира. Внутри каждого из нас пребывает универсальность, благодаря которой мы чувствуем и осознаем универсальность Пространства. Отдельные аспекты человеческого сознания являются отражениями мирового сознания.
Эгоистичный философ мечтает о том времени, когда он станет всезнающим. У него хватает самомнения верить, что его смертный разум может объять все знания в мире. Он всегда пытается найти Истину внутри себя и сохранить ее там. Он еще не постиг тайну пребывания в Истине. То, что сам человек является частью всех законов и жизненных начал, каковы бы они ни были, и где