собой преображенную страсть, он возвращает себе множественность или, более точно, он становится довольно великим, чтобы включить множественность в свое повседневное постижение единства. Здесь снова можно сказать, что эмоциональная природа проявляется в виде мистических эквивалентов четырех лок, или миров.
В восточной символике локи, или планы существования, имеют свои психические составляющие, или талы. Принято определять луки как места, а талы как состояния или условия, однако эти определения следует понимать по-философски. Так, например, с рациональной точки зрения сфера духовности есть сфера постигаемых переживаний; с эмоциональной точки зрения это настроение, ощущение и отношение, которое душа должна пережить, и тогда оно становится частью сознания. Выражаясь более однозначно, можно сказать, что теология, проявление сферы духовности, может быть увлекательным предметом для изучения. Ученые могут проводить целые жизни, изучая религии мира; они могут накопить многие знания о вероисповеданиях людей. Теология имеет исторический, художественный, научный, литературный и педагогический аспекты. Все эти аспекты имеют интеллектуальное измерение; отчасти они являются тайнами сознания, которое стремится познать, однако очевидно, что это не вся теология. Дело в том, что существует теология как служение, теология как переживание, теология как искупление, теология как наплыв в душу духовных качеств. Есть также теология как доброта, глубокомысленность, почтение, обожание и смирение.
Все чувства представляют собой поляризованные тени мыслей. Каждое чувство имеет свой интеллектуальный эквивалент, а каждая мысль - свою эмоциональную составляющую. Понимать, постигать и практиковать это подразумевает подлинное сострадание. Речь идет о том, что Я принимает на себя владение одной из сфер, о постижении эмоций и эмоциональном аспекте постижения.
Как бы то ни было, это интеллектуальная истина, и она удовлетворяет разум. Однако это еще и эмоциональная истина, и она удовлетворяет сердце. Разум желает обладать фактами, тогда как сердце желает, чтобы факты обладали им.
В Песне Песней Соломона разум говорит: Мой возлюбленный принадлежит мне, сердце отвечает: Я принадлежу своему возлюбленному. Между этими двумя отношениями вечно пребывает принцип трансцендентного и идеального блаженства, совершенный восточный Будда, способность познавать и открывать в себе единство ищущего и искомого.
Не пытайся понять это сразу. Не пытайся почувствовать всю тайну. Попытайся благоговейно приблизится к этой таинственному престолу покоя, на котором восседают три лотосоподобные воплощения Закона. Смотри не на образы, а на силы, и в медитации погружайся в их тайну. Сделать это означает стать мудрым в том, что является первичной жизненной ценностью.
Если разум терпит неудачу во внешнем мире, потому что не его проявления не уравновешены эмоциями, которые поэтому не приносят ему внутреннего удовлетворения, человек становится материалистом, пойманным в сети Мары. Благоговейно чувствовать и при этом ни о чем не думать означает толкать себя на чувственные и эмоциональные излишества, которые заканчиваются попаданием в рабство к Яме, фантастическому властелину неконтролируемых желаний. Всегда должно быть равновесие и постижение правильности Закона. Ученик всегда должен идти по Срединному Пути, уравновешивая каждое новое измерение сознания соответствующей ей шакти, или покровительницу.
Дело в том, что в азиатской философии все божества, за исключением Высшей Силы, самого Абсолюта, представляются в виде мужского и женского начал. Каждое мужское начало имеет соответствующую ему женскую энергию, богиню, которая называется шакти, его супруга. Сказать так означает напомнить ученику, что каждое интеллектуальное проявления имеет свою эмоциональную составляющую. Все, что течет в направлении внешнего мира, должно в конце концов появляться в мире внутреннем. Все, что уходит, должно вернуться. Все, что изучено, должно быть использовано. Все, во что верят, будет подтверждено. Все, чем обладают, со временем само начинает обладать. Закон везде проявляется в виде сбалансированной триады энергий - самого Закона, его проявления и реакции на это проявление.
Учение о постижении открывает ищущему и постигающему человеку то, что он изведал в виде эмоционального насыщения сознания. Древние представляли духовное пробуждение как одухотворение и зарождение новой жизни, зачатие в лоне души. Зачатое должно родиться. Обретенное знание должно проявиться в действиях. Все сведения, которые мы получаем в ходе познания,