должны созреть, прежде чем они войдут в нашу плоть и кровь. Таков Закон.
Новый обзор основных принципов
Теперь пришло время еще раз сформулировать и внимательно рассмотреть основные принципы, на которых базируется эта книга.
Мы стремимся понятно излагать упражнения, направленные на постижение, и в ходе изложения нужны образом ориентировать сознание читателя. Мы стремимся направить постижение в нужное русло с помощью сократовского метода обсуждения вместо того, чтобы предлагать ему набор методик, неглубокое понимание которых может привести к тому, что они будут неправильно использованы. Выполнение упражнений изучающим состоит в том, что он созерцает процесс постепенного приближения к тайне постижения. Он учится, постепенно постигая необходимые условия созерцательной жизни. В конце концов, смысл эзотерических упражнений в том и состоит, что они освобождают сознание и направляют его к Истине.
В большинстве метафизических школ преподают раз и навсегда установленные методики и стремятся раскрыть сознание последователей, предлагая им регулярно практиковать традиционные психические упражнения. Опыт показывает, что такой процесс, как правило, приводит не к подлинному переживанию, а к рациональному пониманию истин. Если ученик довольствуется лишь рациональным пониманием, он уже сошел с Пути, ведь человек развивается не посредством запоминания, а путем переживания внутренней реальности священных законов бытия. Это переживание является всецело личным достижением. У нас нет никакой возможности ограничить его временем, местом или методикой.
Постижение есть приспособление всей жизни к новому и просветляющему пониманию причины существования. Поэтому совершенная практика представляет собой непрерывное течение понимания, процесс роста в ходе повседневной деятельности, процесс становления, в основе которого лежит осознание бытия.
Если ты это понимаешь, у тебя есть ключ к тому, о чем мы здесь говорим. Ты сможешь достойно использовать материал этой книги, когда применишь свое понимание к решению проблем обыденной жизни. Автор надеется, что после прочтения книги ты почувствуешь, что твои действия приобрели более глубокий смысл, стали более значимыми и теснее связанными с процессом развития вселенной. Подлинная медитация представляет собой постоянное переживание просветления и открытие новых источников внутреннего вдохновения.
Мы рекомендуем, чтобы читатель специально выделил время для сокровенного переживания великолепия Закона. В настоящее время никаких других упражнений можно не выполнять. По мере того, как твое постижение начнет углубляться, у тебя будет развиваться понимание того, каким должен быть твой следующий шаг. Откровение постепенно, ненасильственно и рационально. Конфликтов с разумом быть не должно, развитие происходит в поле сознания. Мы поступаем в соответствии со своими знаниями. Если, с другой стороны, мы пытаемся расти, руководствуясь только моральным чувством долга, развитие оказывается сложным и трудным, а внутренняя жизнь наполняется противоречиями, которые возникают на почве отчаяния и постоянных самоограничений. Попытки совершать духовные поступки, когда воля не опирается на соответствующее постижение, приводят к хаосу и внутренней дисгармонии.
Многие последователи эзотерических учений позволяют упражнениям превращаться в задания. Они совершают их из чувства духовной ответственности, потому что постоянно подталкивают себя на добродетельные поступки, которые на самом деле не согласуются с их глубинными намерениями. Возьми, например, такую простую добродетель, как контроль эмоций. Многие люди, интересующиеся духовностью, встречаются с необходимостью иметь уравновешенный характер. Когда в физическом окружении возникают отвлекающие или раздражающие условия, прилежный ученик старается встретить их, сохранив самообладание. И даже когда он вполне естественно оказался раздраженным, усилия его воли сдержат все внешние эмоциональные проявления. Человеку свойственно сердится, и поэтому для того, чтобы держать в узде свой характер, ему приходится прилагать усилия. Конфликт между высоким этическим идеалом и трудностью следования этому идеалу в жизни пагубно сказывается на нервной системе: человек отчаивается и становится невротиком.
По этой причине нежелательно и с философской точки зрения недалекоглядно устанавливать фиксированные стандарты и требовать от учеников, чтобы они следовали этим стандартам независимо от уровня их личного понимания. Решение этой проблемы по существу можно назвать платоническим. Человеческое общество установило определенные