на Западе окажет пагубное влияние на его чувствительную нервную систему. В каком-то смысле эта суета отрицательно сказывается на каждом западном человеке, который пытается жить как созерцатель. Вибрации великих западных городов очень беспорядочны и оказывают плохое воздействие на нервные центры души, или симпатическую нервную систему.
Физическое тело человека Запада привыкло оказывать сопротивление внешним импульсам, выработало в себе противошоковые реакции и тем самым стало более грубым, менее чувствительным, нежели тело восточного человека. Для человека Запада стало жизненной необходимостью существование в сфере очевидного, а также построение философских теорий, которые оправдывают его образ жизни и подвергают критике другие мировоззрения. Все это является частью одного и того же механизма побега от действительности. Поэтому неудивительно, что более чувствительные люди Запада с радостью принимают элементы восточной философии, которые проникают на Запад. Восточный мистицизм становится привлекательным для тех, кто разочаровался в западном материализме. К несчастью, такие люди редко встречают понимание своих соотечественников.
За последние пятьдесят лет в Америку с Востока для проповеди философских учений прибыло несколько доброжелательных учителей.
Их выступления привлекли к себе всеобщее внимание, а их системы духовного развития нашли себе многочисленных сторонников. Однако восточные учителя обнаружили, что по какой-то непонятной причине их самые серьезные ученики страдали, заболевали и умирали. Дело было в том, что человек Востока склонен переоценивать духовное понимание своих западных последователей. Его интересует великая философская система, тогда как учеников привлекает его личность. Они верят ему, а не тому, что он говорит. Поэтому многие западные последователи так и не преодолели своей духовной слепоты, что и возымело трагические последствия.
Различные формы йоги, дыхательные упражнения и поднятие кундалини относятся к очень опасным восточным учениям. Эти духовные практики вполне разумны и естественны для восточного человека и, в частности, индуса, который посвятил всю жизнь очищению тела и развитию у себя духовного восприятия. Однако они оказываются не просто бесполезной, но и опасной игрушкой в руках западных людей, которые считают, что путем дыхательных упражнений можно получить божественную милость. Когда обычный американский бизнесмен начинает занятия йогой, он не может по достоинству оценить эту систему и не обладает целостностью, которая необходима для ее правильного применения. Для него йога оказывается столь же опасным начинанием, как и введение в Индии американской экономической системы.
Когда изучающий метафизику пытается развить свои сверхчувственные способности, не руководствуясь при этом наставлениями опытного учителя, он сталкивается с опасностью увлечься аномальными психическими явлениями. Сообщения о необычных ментальных феноменах возбуждают воображение непосвященных. Планшетка для спиритических сеансов, видения, трансы, столоверчение и созерцание кристалла обладают необычайно притягательной силой. Непонятные явления становятся доказательством подлинности духовных способностей, что наводит на мысль об индийском йоге, который не так давно демонстрировал возможности своего космического сознания, разъезжая по центральным улицам города в автомобиле без горючего. Этот трюк завоевал ему популярность, на которую не может рассчитывать ни один мудрец. Поэтому очень важно, чтобы изучающий метафизику западный человек, который надеется достичь прогресса в духовной жизни, держался как можно дальше от всех аномальных психических феноменов.
Самые последовательные духовные традиции как на Востоке, так и на Западе предостерегают своих учеников против необычных явлений и медиумизма. В Индии такого рода трюками увлекаются сторонники низших ступеней йоги, но последователи Раджа-йоги никогда не практикуют их. При подготовке этой книги и подборе упражнений автор постоянно имел в виду проблему подобных явлений и всячески стремился избежать включения в нее опасных методик. Открытость в отношении трансцендентных энергий, которую стремится развить у себя последователь мистицизма, всегда контролируется его личной волей и поэтому ни при каких условиях не может привести к медиумичесским причудам.
Первое постижение
Религия Мудрости учит нас, что хотя личностей в мире много, в сокровенных глубинах все мы - одно. Всеми людьми движет один и тот же дух. Несмотря на бесчисленные искусственные препятствия, которые отделяют нас друг от друга,