Мэнли П. Холл

Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

если бы жрецы ограничивались громким произнесением собственных суждений или же доктрин ордена?

    Одежды инициированных сохранялись очень долго, и верили, что они имеют необычные свойства. Точно так же, как душа не имеет других покровов, кроме мудрости и добродетели, кандидаты, не имея знания, представали в Мистериях неодетыми, и сначала им давалась шкура животного, а позднее священная одежда, символизирующая философское учение, принятое посвященным. По ходу инициации кандидат проходил через двое ворот. Первые вели в нижние миры и символизировали рождение души в невежестве. Вторые вели в комнату, освещенную скрытыми лампадами, в которой статуя Цереры символизировала верхний мир Истины и Света. Страбон утверждает, что великий храм Элевсина мог вместить двадцать или даже тридцать тысяч человек. Пещеры, посвященные Заратустре, также имели два входа, символизирующих рождение и смерть.

    Следующий отрывок из Порфирия дает адекватное представление о символизме Элевсинских Мистерий. Бог, будучи светлым принципом, восседает посредине наиболее тонкого огня и остается невидимым для тех, кто не поднялся выше материальной жизни. По этому поводу нужно отметить, что вид прозрачных тел, таких, как кристалл, мрамор и даже кость, дает представление о божественном свете точно так же, как при виде золота возникает идея чистоты, потому что оно не подвержено ржавчине. Некоторые предполагали, что черный камень означает невидимость божественной сущности. Чтобы выразить Высшую Идею, Божество должно принять человеческую форму, обязательно прекрасную, потому что Бог есть источник красоты. Это может проявиться в человеке, сидящем или стоящем в той или иной позе, любого возраста и пола, девушке или юноше, муже или невесте, с тем, чтобы все оттенки и степени красоты были замечены. Все, что сияет, было приписано богам, сферам и всему сферическому - Вселенной, Солнцу и Луне, иногда - Удаче и Надежде. Круг и все круглые фигуры - вечности, небесным движениям и сферам. Секторы кругов - фазам Луны, пирамиды и обелиски - огненному принципу и через это - богам Неба. Конус выражает солнце, цилиндр - землю, фаллос и треугольник (символ воспроизведения) обозначают порождение (из Очерков Элевсинских Мистерий М. Уварова).

    Элевсинские Мистерии, согласно Гекеторну, пережили многие другие и существовали около четырех веков после Рождества Христова, когда они были запрещены Феодосием (Великим), который грубо разрушил все, что не принималось христианской верой. Об этом величайшем из философских институтов Цицерон сказал, что он учил не только как жить, но и как умирать.

   

ОРФИЧЕСКИЕ МИСТЕРИИ

    Орфей, фракийский бард, великий просветитель греков, перестал быть известен как человек и стал почитаемым божеством за несколько веков до христианской эры. Что касается самого Орфея, - писал Т. Тейлор, -вряд ли вехи его жизни можно отыскать среди руин времени. Кто может сейчас сказать что-либо о его возрасте, происхождении, стране, жизни? Одно можно сказать, что жил такой человек Орфей, который был истинным основателем теологии среди греков, законодателем их жизненных и моральных норм, первым из пророков и поэтов, отпрыск Муз, который учил греков ритуалам и Мистериям и от которого мудрость перешла к Гомеру, Пифагору и Платону (Мистические гимны Орфею).

    Орфей был основателем греческой мифологической системы, которую он использовал для пропаганды своих философских идей. Истоки его философии неопределенны. Быть может, он получил их от браминов, ведь многие утверждают, что он сам по происхождению из них и что его имя на самом деле есть производное ? - темный. Орфей был инициирован в Египетские Мистерии, из которых он получил солидное знание магии, астрологии, волшебства и медицины. Участвовал он и в Кабирских Мистериях на Самофракии, что, несомненно, укрепило его познания в музыке и медицине.

ЦЕРЕРА, ПАТРОНЕССА МИСТЕРИЙ     Любовь Орфея и Эвридики - один из трагических эпизодов греческой мифологии; этот сюжет является примечательной особенностью орфических ритуалов. Эвридика, спасаясь от разбойников, хотевших соблазнить ее, умирает от укуса змеи в пятку. Орфей, проникнув в самое сердце подземного царства, так очаровал Плутона и Персефону своей музыкой, что они позволили ему вывести Эвридику, если Орфей не обернется назад и не будет смотреть, следует ли она за ним. Однако Орфей из-за опасения, что Эвридика собьется с пути, не удержался от взгляда, и Эвридика с криком исчезла в царстве мертвых.

    Безутешным странствовал Орфей по земле. Имеется несколько версий его