метафизических спекуляций, касающихся соотношений между числами и причинными силами сущего. Эта школа впервые разработала теорию небесной гармонии или музыку сфер. Джон Рехлин говорит, что Пифагор не начинал учить своих учеников ничему до тех пор, пока они не освоят дисциплину молчания, поскольку оно необходимое условие размышления. В своем Софисте Платон приписывает Эмпедоклу открытие риторики. Оба, Пифагор и Эмпедокл, принимали теорию переселения душ. Эмпедокл говорил: Сначала я был мальчиком, потом девушкой, затем растением, птицей, рыбой, а потом громадным морским лебедем. Архиту приписывают изобретение винта и подъемного крана. Удовольствие он объявляет чумой, потому что оно является противоположностью умеренности ума; он считает, что человек без обмана так же редок, как рыба без костей.
Школа элеатов была основана Ксенофаном, жившим в 570-480 гг. до Р. X., который вызывал подозрения за его нападки на теогонические и космологические представления Гомера и Гесиода. Ксенофан говорил, что Бог един и бестелесен, в субстанции и фигуре кругл и никоим образом не напоминает человека. Что Он все видит и слышит, но не дышит, что Он воплощает все вещи, ум и мудрость, что Он не порожден, но вечен, что мир не имеет ни начала ни конца, а все, что порождено, обречено на уничтожение. Ксенофан дожил до преклонного возраста и, говорят, похоронил своих сыновей собственными руками. Парменид учился у Ксе-нофана, но никогда не принимал его доктрин. Парменид объявил чувства неопределенными, а разум единственным критерием истины. Он первый сказал, что земля круглая, и разделил ее поверхность на зоны тепла и холода.
Мелисс, принадлежавший элейской школе, имел много общего во взглядах с Парменидом. Он говорил, что вселенная неподвижна, занимает все пространство, и поэтому ей некуда двигаться. Далее, он отверг теорию пустого пространства. Зенон Элейский также говорил, что пустого пространства не существует. Отвергая движение, он утверждал существование одного Бога, который вечен и является несотворенным Бытием. Подобно Ксенофану, он воображал Божество сферическим по форме. Из Бесконечности сонм фрагментарных тел опускается в вакуум, где через постоянное возбуждение они сами организуются в сферические субстанции. Великий Демокрит расширил атомистическую теорию Левкиппа. Демокрит провозгласил двоякий принцип существования всех вещей: атомы и вакуум. Они бесконечны - атомы в числе, а пустота по величине. Таким образом, все тела должны состоять из атомов и пустоты. Атомы обладают двумя свойствами - формой и размером, которые бесконечно варьируются. По Демокриту, душа также состоит из атомов и подлежит распаду вместе с телом. Он полагал, что ум составлен из духовных атомов. Аристотель считал, что Демокрит пришел к атомистической теории через пифагорейскую доктрину Монад. К элеатам также принадлежали Протагор и Анаксарх.
Атом Бэббита Сократ, живший в 469-399 гг. до Р. X., основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом вопрошания заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. Согласно Плутарху, Сократ рассматривал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой благодетельности. Он учил, что душа существует до тела и перед погружением в тело наделяется всем знанием. Когда душа входит в материальную форму, она притупляется, но последующими рассуждениями о чувственных объектах она пробуждается и восстанавливает свое исходное знание. На этих посылках основана его попытка стимулировать мощь души через иронию и индуктивное размышление. О Сократе говорили, что единственным предметом его философии был человек. Он сам провозглашал философию дорогой к истинному счастью, а цель философии - двойною: размышление и постижение Бога и освобождение души от материального плена.
Он полагал тремя принципами всех вещей Бога, материю и идеи. О Боге он говорил: Что Он есть, я не знаю; я знаю, чем Он не является. Материю он определял как субстанцию, возникающую и уничтожающуюся; идеи - как неразложимую субстанцию, мысли Бога. Среди видных членов школы Сократа были Ксенофонт, Эсхин, Критон, Симон, Симмий, Кебет. Профессор Целлер, великий специалист по античной философии, недавно заявил, что сочинения Ксенофонта о Сократе являются подделкой. Когда Облака Аристофана, комедия, высмеивающая теории Сократа, была впервые поставлена на сцене, великий Скептик сам присутствовал на представлении. Во время действия, когда он был карикатурно изображен сидящим