Мэнли П. Холл

Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

в корзине, подвешенной в воздухе, и изучающим Солнце, Сократ спокойно поднялся с сиденья, чтобы афинские зрители лучше увидели, насколько маска изображающего его актера непохожа на собственные черты Сократа.

     Элидская школа была основана Федоном из Элиды, отпрыском знатной фамилии, выкупленным из рабства по инициативе Сократа и ставшим его преданным учеником. Платон так восхищался умственными способностями Федона, что назвал в его честь один из своих диалогов. Федону наследовал Плистин, а затем Менедем. О доктринах этой школы мало что известно. Говорят, что Менедем был привержен больше учению Стилпона из мегарской школы. Когда Менеде-ма спрашивали о его взглядах, он говорил, что он свободен, подразумевая, что человек обычно является рабом своих мнений. Менедем был буйного нрава и часто возвращался после своих лекций не в лучшем состоянии. Наиболее знаменитое его утверждение таково: Если одно отлично от другого, значит одно не есть другое. Допустив это, он продолжал: Выгода не есть благо, стало быть, и благо не есть выгода. После Менедема эта школа стала известна под названием эретрийской. Ее приверженцы выступали против всех отрицательных утверждений, всех сложных утверждений и говорили, что только утвердительные и простые доктрины являются истинными.

 

     Мегарская школа была основана Евклидом из Мегары (не путать со знаменитым математиком), огромным почитателем Сократа. Афиняне постановили предавать смерти любого гражданина из Мегары, который окажется в Афинах. Ничуть не испугавшись, Евклид переоделся женщиной и пошел на встречу с Сократом. После жестокой смерти своего учителя ученики Сократа, опасаясь для себя такого же исхода, бежали в Мегару, где они с огромными почестями были приняты Евклидом. Мегарская школа приняла сократовскую доктрину, что благо есть мудрость, добавив к этому доктрину элеатов, что Божество есть абсолютное единое и изменение есть иллюзия чувств. Евклид утверждал, что добро не имеет противоположности и поэтому зло не существует. Будучи спрашиваем о природе богов, он говорил, что не знает о них особенно ничего, за исключением того, что они ненавидят любопытных.

Платон      Мегарцев иногда рассматривали как диалектических философов. Евклид, который умер около 3 7 7 г. до Р. X., уступил место Эвбулиду, учениками которого были Алексин и Аполлоний из Кронуса, Эвфант, доживший до глубокой старости и написавший много трагедий, был среди самых преданных учеников Эвбулида. В ме-гарскую школу обычно включался Диодор, поскольку он слушал лекции Эвбулида. Существует легенда о том, что Диодор умер от огорчения, вызванного тем, что он не смог немедленно ответить на вопрос, заданный ему Стилпоном, бывшим одно время главой мегарской школы. Диодор считал, что ничто не может двигаться, потому что при этом вещь должна перейти с места, где она была, на место, на котором ее не было, что невозможно, потому что вещи должны быть там, где они есть.

     Школа циников была основана Антисфеном из Афин, жившим в 444-347 гг. до Р. X. Он был учеником Сократа. Доктрины циников могут быть описаны как крайний индивидуализм, рассматривающий человека как живущего самого по себе. Окружение человека рассматривалось ими как причина дисгармонии, страдания, что и заставляло человека все больше уединяться и сосредоточиваться на внутренней своей природе. Циники отрицали все земные приобретения, жили в самых грубых жилищах и питались только самой простой пищей. Предполагая, что богам ничего не нужно, циники утверждали, что жаждущие благ даже близко не приближаются к божествам. Будучи спрошенным о том, что ему дает жизнь философа, Антисфен ответил, что он понял, как изменить себя.

     Диоген из Синопа знаменит главным образом из-за бочки, которая долгое время служила ему домом. Афиняне любили философа-нищего, и когда бочка прохудилась, город предоставил Диогену новую и наказал мальчишек, провертевших дырки в старой. Диоген утверждал, что все в мире принадлежит мудрости, и доказывал это с помощью такой логики: Все вещи принадлежат богам, а боги - друзья мудрецов, все вещи являются общими среди друзей, следовательно, все вещи принадлежат мудрым. Среди циников числились Онесикрит, Кратет, Метрокл, Менипп, Менедем.

     Школа киренаиков, основанная Аристиппом из Кирены (435-356 гг. до Р, X.), проповедовала доктрину гедонизма. Услышав о славе Сократа, Аристипп пришел в Афины и заявил тому, что хочет учиться у него. Сократ, удрученный чувственными и корыстными устремлениями Аристип-naf тщетно пытался изменить молодого человека. Аристиппа отличало