Карл Х. Клауди

Введение во франкмасонство

и размерах треугольника.

Естественно, невозможно расположить три Малых Светоча по-иному, нежели треугольником; из них нельзя составить квадрат или звезду. Отсюда возникает закономерный вопрос: почему Малых Светочей три, а не два, не четыре, не еще больше?

Число 3 буквально красной нитью проходит через Масонство Древнего Мастерства. Первое из великих священных чисел Древних Мистерий, 3 являлось числовым символом Бога, но не потому, что Бог обязательно рассматривался как Триединый. Несмотря на то, что многие религии всех времен и народов воспринимали Божество как Троицу, поклонение числу 3 три гораздо старше любой тринитаристской доктрины. Треугольник, как и круг, является фигурой, не имеющей начала и конца. Одна линия, как и две линии, имеет концы. То есть она начинается и кончается. А у треугольника, как и у квадрата или пятиугольника, или многоугольника с большим количеством сторон, нет свободных концов. И треугольник является первой из этих фигур; а поскольку Бог всегда рассматривался как Начало, а также как не имеющий начала и конца, сам треугольник вскоре стал символом Божества.

Для древних секс значил очень много. Двумя самыми главными их жизненными импульсами были самосохранение и совокупление. Третьим была защита потомства. У примитивного человека эти страсти были такими мощными, что даже вся его цивилизация, роскошь, сложная общественная жизнь не преуспели в уничтожении их как главных движущих сил всей человеческой природы. Для примитивного верующего в сиятельного небесного бога типично было думать, что и этому богу нужна пара, особенно если эта пара уже была и настолько очевидно показывала себя сама. Луна стала в сознании человека невестой Солнца в процессе простейших, детских рассуждений.

Отец, мать... естественно, должен появиться и ребенок. Этим ребенком стал Меркурий, ближайшая к Солнцу планета, которую сам бог приблизил к себе. Отсюда и происходят три Малых Светоча; в самых ранних письменных отчетах Элевсинских Мистерий, например, мы уже обнаруживаем три светоча, окружающие святилище, которые представляют Солнце, Луну и Меркурий.

Досточтимый Мастер руководит и управляет своей ложей так же верно, как Солнце и Луна руководят и управляют днем и ночью. Без Досточтимого Мастера не может быть ложи; он, в самом прямом смысле слова, является самой ложей непосредственно. Существует кое-что, чего он не может сделать, в отличие от подчиненных ему братьев. Но без него братья не могут сделать ничего, в то время как без согласия братьев или даже их помощи он может сделать весьма многое. Поскольку одна из основных функций Досточтимого Мастера - давать добрые и полезные наставления своей ложе, почитание его одним из Светочей, его символом – всего лишь логическое претворение в жизнь масонского учения о Востоке как источнике Света для всех братьев.

В свете Малых Светочей Ученика видит предметы, которые столь много значат для Вольного Каменщика, - Великие Светочи, бесценный Божий дар человеку, правило и руководство ему в его вере и в быту, орудия труда, посвященные Царственному Искусству и Мастеру, Альфу и Омегу Масонства. Одного только Света недостаточно; светом должно пользоваться! И этот символизм также достоин подробного обсуждения.

Поскольку ложа в целом является символом мира, так же точно сердце масона всегда должно служить ему символом ложи. В нем он должен всегда носить все, что помнит о Великих Светочах, и духовным Наугольником измерять свою работу, измерять им и работу, и свои действия в отношении всего человечества, а особенно Братьев Каменщиков. Следовательно, он должен носить в сердце три Малых Светоча, при свете которых он пользуется своими духовными орудиями труда в ложе. Если он зажигает их от факела любви один – во славу дружбы, другой – во славу вспомоществования и милосердия, а один – во славу Божию, - он поистине станет посвященным в самом прямом смысле этого слова, и у алтаря Масонства обретет радость и удовлетворение новым смыслом, который три Малых Светоча своим тихим мягким светом, запечатлеют в его сердце.

 

Знак «К Порядку» (Due Guard)

 

Макей11[11] утверждает, что знак – это «способ опознания, название которого происходит от названия некоего объекта, долженствующего определенным образом охранить человека, пользующегося им».

Другие комментаторы видели в его названии французскую фразу «Dieu Garde» – «Боже, охрани!».

В данном градусе происходит обучение происхождению Третьей Точки Совершенства. Использование ее при приветствии является способом молча