Собственно, символизм Наугольника предельно прост и ясен. Каменщики всегда пользовались им для выверения точности обработки камня. Если углы отшлифованного камня соответствовали углу Наугольника, камень подходил для кладки.
Однако за пять столетий до начала христианской эры – и это лишь один из случаев использования Наугольника Древними для преподавания нравственных уроков, - появилась книга одного китайского ученого, озаглавленная «Великое учение». В ней содержится противоположность Золотому правилу – свод того, что человек НЕ должен делать по отношению к другим, если он не желает, чтобы то же самое сделали с ним самим. В ее конце китайский мудрец итожит сказанное словами: «Вот это я называю – жить и действовать по Наугольнику».
Посвящаемый несколько раз обходит Ложу, совершая повороты под прямым углом. На алтаре лежит Наугольник также с прямым углом. Наугольник является подвеской на ленте Досточтимого Мастера, именно Мастера, ибо именно Мастер является источником масонского Света в Ложе, и все его суждения должны быть прямыми и верными. Наугольник, вместе с Отвесом и Уровнем, принадлежит к «недвижимым» сокровищам Ложи, поскольку символически принадлежит Досточтимому Мастеру, а потому не может покидать символический Восток. Он является эмблемой добродетели – он постоянно находится перед глазами у всех Братьев Ложи; и у того, кто выносит свою принадлежность к масонству в профанскую жизнь, он также должен все время пребывать перед мысленным взором – испытанный Наугольник совести, инструмент, посредством которого он должен выверять все свои поступки и действия, а также слова.
Двумя другими Недвижимыми Сокровищами Ложи являются Уровень и Отвес, являющиеся эмблемами Первого Стража на Западе и Второго Стража – на Юге, соответственно. Несмотря на то, что Наугольник, Отвес и Уровень являются Недвижимыми Сокровищами всего масонского Братства и принадлежат всем трем его градусам в равной степени, они – первые символы, которые видит при входе в помещение Ложи Ученик, а поэтому они обладают особенным значением первого узнавания именно для первого градуса. Об их символическом значении будет многое говориться и далее, в частности, об Отвесе – в степени Подмастерья.
Север, обитель Тьмы
Обращение к теме эклиптики смущает многих Братьев, не обладающих познаниями в астрономии. Еще в древности астрономы называли эклиптикой круглую орбиту вращения Земли, в центре которой они помещали Солнце. Как мы знаем сейчас, орбита нашей планеты не круглая, а Солнце располагается не в ее центре. Земля, следуя по эклиптике, огибает Солнце за триста шестьдесят пять с небольшим дней, и Солнце находится в одной из точек этого пути.
Земная ось, вокруг которой вращается планета, совершая полный оборот за 24 часа, наклонена по отношению к воображаемой плоскости на 23,5 градусов. Один раз в году земной Северный полюс оказывается именно под таким углом к Солнцу, полпути по эклиптике спустя он под тем же углом наклоняется в сторону, противоположную Солнцу. Тот день, когда Северный полюс склонен к Солнцу – 21-е июня – является Днем летнего солнцестояния, самым длинным днем в Северном полушарии.
На любое здание, расположенное между 23,5 северной и 23,5 южной широтами, раз в году свет падает в полдень с севера. Храм Царя Соломона был расположен на 31 градусе 47 секундах северной широты, то есть вне вышеописанной зоны. Поэтому и «никогда не падал свет в северный притвор Храма».
Европейская астрономия – сравнительно молодая наука, поэтому многие полагают, что такое масонское толкование Севера как обители тьмы также является относительным новшеством. Однако это ошибка. Еще Пифагор (если не забираться чересчур далеко в древность) признавал наклон земной оси по отношению к эклиптике, равно как и то, что земля шарообразна и «подвешена» в Космосе. Несмотря на то, что Пифагор жил позже времени строительства Храма (р. 586 г. до н. э.), он все равно на тысячу лет старше самой ранней европейской астрономии.
Точка в центре круга
В каждой должным образом учрежденной и управляемой Ложе обязательно находится символ точки в центре круга, заключенного между двумя параллельными линиями.
Это один из самых поразительных символов степени Ученика, и не только в силу своей чрезвычайной древности и множества своих значений и истолкований, но также в силу того, что он олицетворяет глубокую и всестороннюю связь между оперативными мастерами-каменщиками древних времен и современным спекулятивным масонством.
Никто в мире не в силах