Древнего Искусства; заинтересовавшийся ими масон будет далее искать другие, более толстые книги, а незаинтересованный, возможно, не прочтет и этих! Будь полнота изложения моей целью, эти небольшие книги могли бы стать непозволительно объемными.
Также я не стремился здесь ни к чему, кроме того, чтобы пролить немного масонского света на историю, законодательство, символы, обычаи, и ландмарки Ордена, и лучи этого света поведут любого новопосвященного по дороге масонского учения, ведущей к воротам Истины.
Эти книги - скорее, действительно ворота, а не путеводители по незнакомой вам стране масонства. Как просты они бы ни показались читателю, если эта их простота ведет Учеников, Подмастерьев, и недавно возведенных Мастеров Каменщиков, для кого они изначально и были написаны, к более яркому масонскому свету, их цель будет достигнута, а это стоит времени и трудов, потраченных на их написание.
Определение
Масонство - это нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами.
Это определение Древнего Искусства значит намного больше для хорошо осведомленного масона, чем для новопосвященного, которому оно сообщает, в действительности, не так уж и много. Естественно, он хочет знать Почему масонство?, Почему - скрытая?, Почему - иллюстрируемая символами?
Каменщики - Вольные и Принятые по причинам, которые можно обнаружить в ранней истории масонства.
Древняя История
Многие из масонских символов и учений возвращают нас к самому детству человеческого рода. Через них может быть прослежена прямая связь - в памяти, сердце и идеях, если не в письменном документе, - с такими далекими временами и землями, как Китай, каким он был четыре тысячи лет назад, со жречеством древнего Египта, и иудеями времен Египетского пленения. Но ради понимания происхождения слова вольные в соединении со словом каменщики будет достаточно, если начать с Римских Коллегий. Это были ордена или ассоциации людей, занятых одним определенным ремеслом. Без сомнения, их образование было вызвано всеобщим стремлением к товариществу и взаимопомощи, особенно сильным в Риме, в котором личность была в такой степени подчинена идее блага Империи, а также экономическими потребностями, точно так же, как сформировались в наше время профсоюзы.
Эти коллегии вскоре приобрели такое значение и мощь, что Римские императоры попытались отменить право образование свободных обществ. Несмотря на указы и преследования, некоторые коллегии продолжили существовать.
Коллегии Архитекторов, однако, были разрешены некоторое время даже после того, как другим запретили собираться. Они были слишком ценны для государства, чтобы их могли запретить или заставить их работать тайно. Тогда их еще не называли масонами, но они были свободны - и это факт, а не просто пышное название, что особенно важно в нашем случае. Без архитекторов и строителей Рим не мог расширяться, так что Коллегиям Архитекторов разрешали управлять своими собственными делами и работать по собственным конституциям, без ограничений, которые были предназначены для того, чтобы разрушить другие коллегии.
Как и в наше время, составить коллегию могли только трое (масонская ложа не имеет права открывать собрание, если в ней меньше трех человек). В Коллегии всем руководил Магистр, или Мастер, и двое Стражей. В коллегиях существовало три ордена, или степени, которые пользовались символикой, которой в значительной степени пользуется и современное масонство. На римских саркофагах зачастую встречаются изображения наугольника, циркуля, отвеса, уровня, и иногда - колонн.
О церемониях коллегий мы знаем немного или не знаем вообще ничего. А вот об их работе мы знаем много, равно как и об их истории, по крайней мере, достаточно для того, чтобы определить время их упадка и исчезновения. Император Диоклетиан попытался искоренить новую религию, христианство, угрожавшее столь многому из того, что, как считали римляне, делало Рим Римом. Многие из членов Коллегий Архитекторов были христианами. Так как эти ассоциации учили братству и верили в его узы, когда туда вошел Плотник, обучавший братство в общем Отце, члены Коллегий Архитекторов приняли его учение, так странно напоминавшее их собственное. Последовали жестокости, преследования, месть; здесь не имеет смысла углубляться в историю о четверых Каменщиках и Ученике, замученных до смерти, однако ставших Четверыми Коронованными Мучениками и покровителями более поздних строителей и Каменщиков средневековья. Достаточно и того, что