Карл Х. Клауди

Введение во франкмасонство

окружности, - отрезки, соединяющие эту точку с точками пересечения окружности и ее диаметра, все равно образуют прямой угол.

Это было великой тайной оперативных мастеров-каменщиков: знание, как выверять свой наугольник. Именно так они проверяли точность своих измерительных приборов. Если они делали это более или менее регулярно, их орудия труда просто не могли приводить к ошибкам. Отсюда ведет свое начало и обычай «открывать центр», бытующий среди наших английских Братьев.

Затем диаметр – прямая линия, проходящая через центр круга, - была удвоена и расположена по сторонам от круга, превратившись в две параллельные линии, имеющие корни в мифологии Египта и Индии, однако основополагающие масонские принципы не изменились, и до сих пор «если Каменщик выверяет свой круг по этим правилам, орудия его труда не могут привести его к ошибке». Однако насколько возрастает величие этого символа, когда мы проникаем сквозь пелену времени и выводим его из практики оперативных мастеров – строителей готических соборов!

Наши древние Братья использовали точку в центре круга как средство проверки своих измерительных приборов, при помощи которых они возводили свои величественные постройки. Мы же, спекулятивные Каменщики, используем ее для выверения своих намерений и поступков, поверяя свои действия Наугольнику добродетели. Они возводили соборы, мы – Храм нерукотворный. Их точка в центре круга была реальной , наша – умозрительна. Но и та точка – в центре начерченного на земле круга, по которой древний мастер тайно выверял свой наугольники своих собратьев, и другая точка – по которой каждый из нас должен тайно выверять добродетельность пути, которым он следует в возведении в своей душе Храма Всевышнего, - являются, по своей сути, масонскими и этим прекрасны и возвышенны. Наша точка прекрасна еще и тем, что она является достойным продолжением и счастливым развитием идеи, дошедшей до нас из незапамятных времен, которые уже не вернуть.

Не проходите же мимо этого священного символа. Отдавайте ему должное уважение, ибо он олицетворяет одно из величайших и священнейших положений масонского учения. Этот символ внешне очень прост, но до конца понять и осознать его значение способен лишь имеющий масонство в сердце.

 

Ложа Святых Иоаннов

 

Освящение, ритуальное поручение кого-либо или чего-либо Божественной защите и опеке, - настолько древний обряд, что не стоит браться судить о его корнях. Неизвестно даже, когда именно масоны начали посвящать свои Храмы Царю Соломону. В соответствии с традицией, Первый Храм был построен Царем Соломоном и освящен им во Славу Господню; Второй – Зоровавелем. По масонской легенде, покровителями Ордена были сперва Царь Соломон, затем – Зоровавель, а после разрушения Храма римским императором Титом – Святые Иоанны.

Однако доподлинно известно, что данное покровительство имеет очень давнюю историю: упоминания о Святом Иоанне Евангелисте как покровителе Ордена впервые встречаются в летописях уже в 1598 году. Наверняка само установление отношений покровительства еще древнее: действительно, ведь если придерживаться версии происхождения масонства от древних мастеров-комациев, то известно, что очень часто коматийские церкви бывали посвящены одному или другому Святому Иоанну. Весь остров Коматин в свое время посвящен Св. Иоанну Крестителю, и крестьянский фестиваль в его честь проходит там до сих пор.

Летний (24 июня) и зимний (27 декабря) Дни памяти Святого Иоанна были признаны христианской Церковью в III в., после того, как стало ясно, что невозможно помешать народу отмечать в эти дни древние языческие праздники летнего и зимнего солнцестояния, то есть фактические начало лета и начало зимы. Действительно, со стороны Церкви было мудрым и дипломатичным шагом перестать запрещать их, а вместо этого просто переименовать и с тех пор считать церковными праздниками.

Средневековые ремесленные гильдии обычно выбирали некоего святого и «назначали» его покровителем своего ремесла. Каменщики были лишь одними из многих, кто принял того или другого Святого Иоанна в качестве покровителя своего дела. Отличие Каменщиков от всех остальных мастеровых в том, что они приняли как покровителей обоих Святых, объясняя это тем (по словам одного старого катехизиса), что «один из них закончил своими словами то, что другой начал своим рвением, и сим провел вторую линию, параллельную первой».

Когда бы и почему бы это ни произошло, современные Каменщики принадлежат к «Ложе Святых Иоаннов Иерусалимских», что означает, что наши