смысле этого слова. Видя установленный на участке земли каркас, мы отвечаем на вопрос: Что они строят?, - говоря: Дом. А имеем мы в виду: Они строят нечто, что в конечном счете станет домом. Ученик является Вольным Каменщиком только в том смысле, что он - грубый, неотесанный камень, который сейчас превращается в камень отесанный, или совершенный.
Ученик - это своего рода собственность ложи: он не может быть посвящен в степени Подмастерья и Мастера ни в какой другой ложе без разрешения ложи-матери, то есть той ложи, в которой он был посвящен в степень Ученика. Но вместе с тем он еще не платит взносы, ему еще не разрешается подписать внутренний регламент ложи, он может посещать только собрания, открытые по первому градусу, он не может занимать в ложе никаких должностей, голосовать, быть похороненным по масонскому обряду, принимать участие в масонских похоронах и благотворительных проектах.
Он имеет право обратиться к ложе с прошением о посвящении в степень Подмастерья. Он имеет право на обучение сведущими братьями, чтобы обрести так называемые должную подготовку о работах в первой степени, которые позволят ему претендовать на посвящение во второй градус, если того пожелают его братья.
Ложа требует от Ученика очень немногого - в сущности, только хранения тайны, которой его обязательство связало его, и тех символов, которые указаны в ритуале его степени. Он также должен быть прилежен в изучении масонской науки, чтобы со временем он смог достойно занять место тех, кто наставлял его в ней.
Поскольку Правило Вспоможения сообщается инициируемому уже в первом градусе, он может естественно задаться вопросом, почему Ученик не имеет права на благотворительность ложи, если он нуждается в ней. Он может, конечно, получать помощь от отдельных братьев, но право на организованную помощь ложи или Великой Ложи, принадлежит только Мастерам. Это масонский закон; масонская практика же в духе братской любви предполагает любую помощь любому из братьев, внезапно и чрезвычайно испытавшему в ней необходимость - ибо для этого Масонство и существует.
Должным образом приуготовленный
В средневековье оперативные ученики должны были трудиться семь лет, прежде чем узнавали, как считалось, достаточно для того, чтобы попытаться стать Подмастерьями. В конце семилетнего периода обучения ученик, заслуживший одобрение учителей, мог приступить к созданию шедевра, который затем представлял на рассмотрение и суждение Досточтимого Мастера и Стражей своей ложи.
Шедевр был довольно трудной работой по обтесыванию или гранению камня. Признание Ученика достойным звания Подмастерья или возвращение его на дообучение полностью зависели от его собственного мастерства.
Понятие шедевра сохранилось и в Спекулятивном Масонстве, только как сравнительно небольшое задание, а семь лет ученичества сократились до минимума - приблизительно один месяц. Перед тем, как постучать в Западные Врата и быть удостоенным градуса Подмастерья, Ученик должен всего лишь выучить наизусть часть ритуала и церемонии, через которые он проходил при посвящении.
Для некоторых это просто, для других - не очень, однако это единственное задание. Оно должно быть выполнено, и выполнено хорошо. И никакая доброта, проявленная братьями к Ученику не может позволить ему перейти на новое положение, если шедевр выполнен плохо. По мере общения новопосвященного с хорошо осведомленными братьями он узнает, что в мире буквально миллионы масонов - три миллиона только в Соединенных Штатах. Он не знает их; они не знают его. Если он не может доказать, что он - масон, он не сможет посещать собрания ложи, где его не знают лично, он не сможет просить о масонской помощи, пользоваться дружбой и гостеприимством масонов.
Следовательно, требование, чтобы Ученик хорошо знал свое дело, в его собственных интересах. Но также оно в интересах всех братьев, где бы они ни были. Они могут счесть необходимым дать ему себя опознать или опознать его самим. Если он не знает свое дело, он не сможет ни дать себя опознать, ни быть опознанным.
В интересах ложи, чтобы новопосвященный хорошо знал свое дело. Хорошо осведомленный масон может быть очень полезен ложе; а вот на слабого, небрежного рабочего никогда нельзя положиться в труде.
Ужаснувшись такому большому объему для заучивания наизусть, некоторые новопосвященные изучают его вместе с инструктором в течение часа или двух, находят все это слишком трудным и теряют мужество. Но что сделали миллионы других людей до него, сделает и любой новопосвященный.