розенкрейцеров XIV века;
9. от Оливера Кромвеля;
10. от принца Карла Стюарта (по политическим соображениям);
11. от сэра Кристофера Рена и строительства собора Св. Павла;
12. от доктора Дезагюлье и его соратников в 1717 году”.
Однако маловероятно, чтобы происхождение масонства можно было точно выяснить при помощи только какой-либо одной из вышеприведенных теорий. Система, известная в наше время как франкмасонство, является “смешением двух различных традиций — оперативного масонства, то есть искусства действительно строить здания, и спекулятивных теорий относительно величайших проблем жизни и смерти”.
Может быть, масонство ведет свою историю из всех двенадцати источников, поименованных выше. “Так, оперативное масонство могло развиться из римских ремесленных коллегий через оперативное каменщичество средневековья, в то время как спекулятивное масонство могло произойти от учения Библейских патриархов и языческих мистерий. Но единственным источником, по поводу которого не может быть никаких сомнений, является иудейская Каббала. Проникла ли она в нашу страну через римские коллегии, через компанства, через тамплиеров, или же через самих евреев в XVII и XVIII веках... — это всего лишь частная проблема для исследователей будущего. Остается, тем не менее, фактом, что когда в 1717 году создавались масонские ритуалы и Конституции, хотя до того времени и дошли от- дельные ритуалы и компоненты учения древних египтян и пифагорейцев, именно иудейская тайная традиция была избрана создателями Великой Ложи в качестве основы их собственной системы”.
По мнению Бр.: Маккленахана, история происхождения степеней Древнего и Принятого Устава, возможно, такова: Приблизительно во времена нового пробуждения интереса к масонству в начале XVIII века, адепты Ордена чувствовали необходимость более глубокого проникновения в арканы франкмасонства и более глубокого знакомства с эзотерической доктриной. Самые развитые и блестящие умы Европы, решив заняться исследованием Каббалы и будучи очарованы неизмеримыми глубинами, открывшимися перед ними, решили учредить новую, более высокую ступень франкмасонства, только и лишь ради пропаганды и изучения древних мистерий, почти неизвестных им до тех пор, которая состояла бы из исторических, философских и рыцарских градусов. Имея в виду эту цель они сперва стремились создать некие отдельные и независимые организации только для того, чтобы внутри них культивировались и раскрывались эти великие истины. Практически все эти проекты пережили своих инициаторов, однако “Устав Усовершенствования”, эмбрион организационной структуры Древнего и Принятого Шотландского Устава — основанный на чистейших масонских принципах, содержавший в себе раскрытие разнообразных оккультных мистерий и состоявший из двадцати пяти градусов — постепенно начал развиваться. Без всякого сомнения, деятельность кавалера Рамзая в 1740 г. ускорила усвоение, систематизацию и полное признание масонством тех градусов, которые оно в течение долгого времени отвергало и не признавало. Противники Древнего и Принятого Шотландского Устава, такие как Финдейл и прочие, утверждают, что Устав начал свое развитие около 1740 г. под руководством Майкла Эндрю Рамзая, более широко известного под титулом “кавалер Рамзай”, родившегося в Шотландии, в Эйре, в 1686 г., и умершего в Сен-Жермен-де-Ле, что во Франции, в 1743 г.; что со времени изгнания Стюартов из Англии в 1688 г. между Римом, куда бежал в 1719 г. претендент на престол из династии Стюартов, и Шотландией существовали постоянные тайные связи; что по мере развития этих связей претендент все укреплялся в своих надеждах на благоприятный для него исход; что Рамзай пытался подорвать дух верноподданничества и верности Престолу в Великой Ложе Шотландии, основанной в 1736 г., а осознав безрезультатность своих попыток, предпринял попытку создать и как можно теснее сплотить свою собственную группу, состоящую из приверженцев изгнанной королевской династии, в высших масонских степенях посвящения, таким образом, потакая их честолюбивым устремлениям; что масонские ложи во Франции были образованы шотландскими заговорщиками вместе с членами и сторонниками ордена Иезуитов, которые пали столь низко, что решили разыграть свою карту в этом новом деле, сулившем разнообразные и весомые перспективы на политической сцене”.
Некоторые исследователи утверждают, что вышеупомянутый Устав Усовершенствования был основан в 1753 г., в то время как