из них кара будет не менее ужасна, чем если бы горло мое было рассечено, язык вырван с корнем из уст моих, а тело — погребено в морском песке, в открытом море, в кабельтовом от берега где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в день; или же что может воспоследовать более действенной кара, то есть что я буду опозорен как вероломный изменник, которому чужды понятия нравственности и чести и который не может поэтому никогда более быть принятым ни в одной другой регулярной ложе, или любом другом сообществе людей, ценящих честь и добродетель выше внешних почестей вроде титулов и материального преуспевания. Итак, да будет Господь мне порукой и да утвердит Он меня в этом великом и торжественном обещании Ученика Вольного Каменщика.”
В.: Когда ты принес это торжественное обещание Ученика Вольного Каменщика, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?
О.: “То, что вы только что произнесли, — серьезное обещание, и залогом вашей верности в почитании его как торжественной клятвы станет печать ваших уст на Книге Священного Завета.”
В.: Как он затем обратился к тебе?
О.: “Поскольку вас долгое время удерживали во тьме, чего более всего желаете вы в сердце своем?”
В.: И что вы ответили?
О.: “Света!”, каковой, по повелению Досточтимого Мастера, Младший Эксперт с радостью возвратил мне.
В.: Когда тебе возвращено было благословение порождающего Света, на что было затем обращено твое внимание?
О.: На три величайших, хотя и символических, светоча франкмасонства, именуемые Книгой Священного Закона, наугольником и циркулем.
В.: Каково их предназначение?
О.: Священное Писание служит управлению нашей верой, наугольник управляет нашими действиями, а циркуль нужен для того, чтобы удерживать нас в действенной связи со всем человечеством, и особенно с нашими братьями-масонами.
В.: Что далее сделал Досточтимый Мастер?
О.: Он дружески взял меня за правую руку и произнес: “Встань, новопосвященный брат наш Вольный Каменщик!”
В.: После того, как тебя подняли с колен, что ты смог увидеть?
О.: Три меньших светоча.
В.: Где они были расположены?
О.: На Востоке, Юге и Западе.
В.: Для чего?
О.: Чтобы обозначать небесный путь Солнца, которое встает на Востоке, достигает зенита на Юге и садится на Западе, тем самым освещая человеку соответственно путь на работу, место его работы и путь с работы.
В.: Почему свет не исходит с Севера?
О.: Когда Солнце пребывает на Севере, оно находится за горизонтом, и ни один из его лучей не достигает нашего полушария.
В.: Что представляют из себя эти три меньших светоча?
О.: Солнце, Луну и Досточтимого Мастера ложи.
В.: Почему?
О.: Солнце правит днем, Луна - ночью, а Досточтимый Мастер правит ложей и ведет ее.
В.: Почему Досточтимый Мастер приравнивается к этим двум великим светилам?
О.: Потому, что поскольку благотворное влияние Солнца и Луны делает нас, людей, способными исполнять наши обязанности в общественной жизни, постольку и добрая забота и опека Досточтимого Мастера делает нас способными исполнять обязанности, налагаемые на нас Искусством.
В.: После того, как тебе был объяснен смысл трех меньших светочей, как к тебе обратился Досточтимый Мастер?
О.: “Брат Х., своим кротким и искренним поведением, которое ты продемонстрировал сегодня, ты избежал двух великих опасностей, именуемых уколом и удавлением: когда ты был введен в ложу, этот кинжал был приставлен к твоей груди, так что если бы ты попытался резко рвануться вперед, то послужил бы сам себе палачом, погибнув от укола, именно ты, а не брат, который держал кинжал и которому было приказано оставаться неподвижным; а также на шее твоей была петля со скользящим узлом, которая сделала бы любую твою попытку повернуть назад неудачной и сопряженной с риском умереть от удавления. Но существует и третья опасность, которая будет ожидать тебя до последнего мига твоего земного существования, называемая карой твоей клятвы, опасность того, что горло твое будет перерезано, если ты недостойно раскроешь таинства франкмасонства.”
В.: Что он сказал тебе далее?
О.: “Теперь, когда ты принес торжественное обещание Ученика Вольного Каменщика, мне дозволено сообщить тебе, что в масонстве существует несколько градусов, и в каждом есть свои особые таинства; они, правда, существуют не для того, чтобы установить в братстве