нашедших свое отражение в масонских обрядах и ритуалах. Но для истинного христианина это не имеет значения. Возможно, правда, что “даже самые основные факты христианского Евангелия очищения... имеют языческие аналоги-антитипы”. Но все равно, “обращаться за духовным светом к этим неясным антитипам и таинственным мистериям давно ушедших веков, в то время как в Христе мы находим окончательное и самое полное откровение Господней Истины, — значит пытаться действовать за спиной Христа и бесчестить идею Воплощения”. Если, как учил Св.Павел, для христианина является смертным грехом соблюдение ритуальной части Закона Моисея, хотя этот Закон и был изначально дан Самим Господом, то не смертный ли грех для него соблюдать обычаи чисто человеческого происхождения, даже если они и стараются представить себя дополнением христианства? Св. Фома Аквинский пишет: “Как было бы смертным грехом утверждать сейчас, говоря о своей вере, что Христу еще только суждено родиться, что искренне и убежденно утверждали древние; так смертным грехом было бы и следование обрядам, которым древние следовали искренне и чистосердечно... Языческие обряды были раз и навсегда отвергнуты как неистинные и незаконные, запрещенные самим Богом; но обряды Закона Моисеева должны прекратить существование, поскольку они свершились до конца Страстями Христовыми, будучи установлены Господом как преддверие пришествия Христа”.
Тайны-заменители снова появляются в четвертом градусе Древнего и Принятого Шотландского Устава, называющемся “Тайный Мастер”. “Эти таинства, — пишет Канон Кови-Крамп, — носят каббалистический характер и касаются девяти имен Господа, по преданию, открытых Им Самим Моисею на горе Синай. В современной транслитерации эти имена таковы: ЭЛ, АДОНАЙ, ЭХЬЕ, ШАДДАЙ, ЙОВ, ЭЛОХИМ, ЭХАД, ОЗЗИ и ИШИ, — и хотя prima facie это всего лишь грецизированные варианты разнообразных обращений к Всевышнему, различной этимологии, все равно они — может быть и такое — сами по себе также могут быть словами-заменителями истинных имен, открытых Моисею на горе Синай (См. Исход 34:6-7), в любом случае, являясь эзотерическими терминами, относящимися к изначальному откровению Господа, обозначаемому каббалистами термином “Борода Макропросопуса”. Каббала признает идею первичной силы, заключенной в Божественных Именах. “В древности и широком распространении этой идеи не может быть никаких сомнений; в той или иной своей форме она признавалась практически во всем мире... В тех землях, откуда, по традиционным представлениям, происходит Каббала — т.е. в Аккаде, Халдее и Вавилоне — она занимала важнейшее и значительнейшее место в структуре веры; без всякого сомнения, из Вавилона ее вынесли израильтяне, которые и унесли ее с собой в третье изгнание. Она породила множество удивительных легенд о Царе Соломоне и его чудесах... Частью халдейского культа была также идея о том, что тот, кто владеет тайной Священного Имени бога, может оказывать влияние на этого бога. По крайней мере, перед силой этого Имени должны были склоняться демоны и злые духи”.
Тринадцатый градус Древнего и Принятого Шотландского Устава, носящий название “Королевская Арка Еноха” или “Рыцарь Девятой Арки” имеет определенное сходство с английской степенью Королевской Арки. Бр.: Уорд сообщает нам, что это “единственная степень Королевской Арки на Континенте, в то время как в Северной Америке работают также в английской степени Королевской Арки”. И тринадцатый, и четырнадцатый (тесно связанный с тринадцатым, “Шотландский Рыцарь Совершенства” или “Великий, Избранный, Совершенный и Верховный Масон”) градусы основаны на нижеследующей легенде. Енох, сын Иареда, представлял шестое поколение от Адама, и жил он в страхе и любви Божиих. Однажды Господь явился ему в видении и сказал: “Если желаешь ты узнать истинное Имя мое, встань и иди за мной, и узнаешь”. Далее привиделось ему, что вознесся он на вершину высокой горы, и над собою, на облаках, начертанное буквами из сияющего света, узрел он таинственное и ужасное Имя Господа. В ухо ему нашептано было, как верно произносить это Имя, а затем ему было строжайше запрещено кому бы то ни было передавать ныне обретенное знание. После этого он спустился в самые земные недра сквозь девять пещер, одна под другой. В последней из них он узрел, на треугольной пластинке чистого золота, в окружении лучей того же сияющего света, то же самое Неизрекаемое Имя, которое уже было ему открыто. На этом он пробудился. Восприняв это видение как