познающих людей. Ибо высвобождались силы и открывались законы природы, могущие произвести опустошение, катастрофу, попади они в руки людей немудрых и эгоистичных. Итак, Ложа в большой мере утаила свою внешнюю деятельность, но установила ландмарки и сохранила наружную форму. В наше время познавший страдание, боль и интуитивное понимание род человеческий почти готов к тому, чтобы В. М. снова активно действовал на Земле, возобновив мистерии как неотъемлемую часть программы человеческой жизни. Такое осуществится когда достаточно м. к. мира проникнут в сердце мистерии и сумеют по-настоящему оживить мертвые кости.
Момент сей очень близок, и вызов времени заявляет о себе в мире масонов, призывая их лучше понять свои древние обряды. Как только они станут удовлетворять предоставляющейся благоприятной возможности, на Земле произойдет завершение, великое сплавление внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, оперативного и спекулятивного. Завершение будет выражать себя через просвещение сынов человеческих и воскресение из мертвых тех, кто жаждет воскресения в жизнь. И свидетельствуют о сем завершении ландмарки давние, ландмарки как физические, так и более субъективные, образующие принципы управления и порядка, что руководствуют масона в его строительстве.
Ландмарки давние можно определить как отражение, экстернализацию и символическую форму принципов и целей, которые управляют Вышней Ложей. Признаваемые ландмарки ДОЛЖНЫ иметь отношение к субъективной реальности. Они неотменны, пользуются всеобщим признанием и не переменяются на протяжении столетий. Они — базовые устои, слагающие масонский образ действий и принципы, определяющие поведение масонов. Они — тело истины, прикрытой символами и аллегориями, причастность к которому признают все масоны — причастность не в смысле ограничения, а в смысле духовных ценностей. Их можно познавать через их синтетическое взаимодействие и благодаря интуитивному отклику, который они пробуждают у всех масонов беспристрастного ума, которые, признавая свои слепоту и невежество, впивают свет, проходят потребные испытания, работают как масоны, зарабатывая масонскую заработную плату, после чего, исполнив свой долг, достигают через смерть радостного воскресения.
Все мы знаем о спорах относительно точного числа ландмарок давних. В такую дискуссию мы вдаваться не будем. Перечислим, в порядке их значимости, ландмарки давние, которые известны и признаны учащимися. Большинство их фигурируют в любом спекулятивном списке, кое-какие выпадают. Определяя ландмарку, надо отличать её от символа. Одна — базовая и неизменная; другой — вторичный и подвержен модификациям сообразно расе и времени.
1. Первая ландмарка - это вера в Бога как В. А. В., Того, Кто жестко и мягко заправляет всем, являя для нас образ, коему человечество обязано соответствовать, Кто, пребывая на Своей высоте, правит Своей вселенной, насыщая её Своей Жизнью. Цели Его и планы коренятся в Его непостижимой воле, но Он начертал на Т. довольно, чтобы вести нас вперед, и по мере развертывания эволюционного цикла образ раскрывается нам с большими подробностями, но и с вящей простотой. Как мы величаем В. А. В. — малосущественно; слова Бог, как короткого удовлетворительного символа, достаточно. Это слово признаётся во всем мире, притом что происхождение его неизвестно. Относительно последнего в ходу много теорий, и мы приведем одну, ближе всех соответствующую истине:
Название Бог составлено из начальных букв слов Гомер, Оз, Дабар. Это необычайное совпадение, знаменательно, что буквы, составляющие английское название Божества (God), есть начальные буквы еврейских слов Мудрость, Сила, Красота, — трех колонн, метафорических опор, масонства. Похоже, это единственный довод, могущий примирить масона с использованием заглавной Г в многозначительном месте на Востоке ложи.
Это фундаментальная ландмарка. Если нет Бога, нет надзирающего В. М. и Посвятителя, то масонство никчёмно, есть пустая форма, которую вполне ожидает тот же конец, что уготован и многим прочим организациям. Но о НАЛИЧИИ Бога масонство всегда свидетельствовало, как и о том, что из него вытекает: божественности человека, его способности найти свет и его бессмертии.
2. Вторая ландмарка — вера в то, что Бог выражает Себя в Своей вселенной как Мудрость, Сила и Красота. Это масонская дань Троице Божества. И неизменным подтверждением этой активной Троицы служат масонские ритуалы. В силе В. М., В., правит Своей вселенной, Своей жизнью и могуществом проводя Свои планы. С мудростью В. М., действуя как В.