У. Л. Уилмхерст. Масонское посвящение
Электронный Книжный Магазин. Теперь Вы имеете возможность не только
прочитать у нас книгу в электронном виде, но и купить её бумажный вариант
для домашней библиотеки.
У. Л. Уилмхерст
МАСОНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
«Существует лишь одна правильная монета — разумение,* и лишь в обмен на неё
должно всё отдавать; лишь в этом случае будут неподдельны и мужество, и
рассудительность, и справедливость — одним словом, подлинная добродетель: она
сопряжена с разумением, все равно, сопутствуют ли ей удовольствия, страхи и
все иное тому подобное или не сопутствуют. Если же все это отделить от
разумения и обменивать друг на друга, как бы не оказалась пустою видимостью
такая добродетель, поистине годная лишь для рабов, хилая и подложная. Между
тем, истинное — это действительно очищение от всех [страстей], а
рассудительность, справедливость, мужество и само разумение — средство такого
очищения. И быть может, те, кому мы обязаны учреждением мистерий, были не так
уж просты, но на самом деле еще в древности приоткрыли в намеке, что сошедший
в Аид непосвященным будет лежать в грязи, а очистившиеся и принявшие
посвящение, отойдя в Аид, поселятся среди богов. Да, ибо, как говорят те, кто
сведущ в таинствах, много тирсоносцев, да мало вакхантов,** и вакханты
здесь, на мой взгляд, ни кто иной, как только истинные философы. Одним из них
старался стать и я — всю жизнь, всеми силами, ничего не упуская.»
Сократ в диалоге Платона «Федон»
__________
* У Уилмхерста — мудрость — прим. ред.
** То есть много стремящихся, но мало посвящённых, или много званых, но мало
избранных — прим. ред.
ВСЕМ ТРУЖЕНИКАМ ДУХА
ВВЕДЕНИЕ
МАСОНСТВО И РЕЛИГИЯ
Эта книга была задумана как продолжение и дополнение к моему предыдущему
сочинению «Смысл масонства» («Meaning of Masonry»), впервые опубликованному в
1922 году. То было собрание статей, напечатанных мною в порядке робкого
эксперимента, в надежде, что они смогут пробудить интерес некоторых Братьев к
более глубокому и философическому аспекту франкмасонства. Однако книга встретила
неожиданно теплый прием во всех частях света и уже выдержала несколько изданий.
Не скрою, мне весьма отрадно это сознавать; но моя личная удовлетворенность
данным обстоятельством не идет ни в какое сравнение с той благодарной радостью,
которую вызывает повсеместно проявляющееся стремление намного глубже, нежели
раньше, вникнуть в суть и цели масонского движения, сопровождаемое к тому же
бурным ростом численности Братства. Похоже на то, что масонское Братство
постепенно возрождается и, как я уже отмечал раньше, этот процесс возрождения
неминуемо должен не только повлечь за собой нравственное совершенствование и
просветление отдельных личностей и Лож, но и благотворно отразиться в конечном
счете на всей объединяющей их системе — на всей структуре масонского сообщества.
А в данных обстоятельствах, в свою очередь, становится возможным более подробно
и, если так можно выразиться, с большей убежденностью говорить о предмете,
который, как убеждает меня широчайший спектр субъективных и объективных
свидетельств, вызывает немалый интерес у многих членов Братства. В силу этого я
и предлагаю вниманию читателя данную книгу, посвященную той же самой теме, что и
прошлое мое сочинение, но рассматривающую ее под несколько иным углом зрения и
содержащую более подробное истолкование многих вопросов, лишь поверхностно и
схематически изложенных в предыдущем издании.
Под «масонским посвящением» я подразумеваю, конечно же, не просто ритуал приема
в Орден, но само умозрительное франкмасонство (охватывающее как рядовой состав
Братства, так и высшие его ступени), рассматриваемое как особый метод
интеллектуального наставления и духовного руководства — метод, предлагающий
своим искренним и старательным приверженцам сразу и концепцию жизни, и
правильный ее образ, и путь к дальнейшему совершенствованию и приближение к
истинной жизни (и даже вхождение в нее) и к сверхъестественному Свету высшего
порядка. Коль скоро масонство по самой сути своей представляет собою поиск этого
сверхъестественного Света, публикуемые ниже заметки схематически расположены в
соответствии с последовательностью этапов этого поиска: поначалу речь идет о
переходе от тьмы к Свету; затем — о самом «пути» и о Свете, который дарует
продвижение по нему; и, наконец, о той стадии, где Свет