полным ответом, который можно отыскать в уцелевших записях древних
британских посвященных — валлийских бардов. Вот как они отвечали на тот же самый
вопрос:
«Я пришел из Великого мира, где начало мое — в духе. Теперь я в малом мире (в
мире формы и тела); здесь пересек я круг борьбы и страданий, и теперь, в конце
пути, я — человек. Вначале я не имел ничего, кроме самой способности жить. Но я
прошел через все формы тела и жизни и достиг состояния человека, хотя
существование мое из века в век становилось все более тяжким и печальным. Я
прошел через все живые формы — в воде, на земле и в воздухе. И нет таких
лишений, тягот, страданий и зла, которых мне не пришлось бы пережить. Но чистоты
и совершенства невозможно достичь, не увидев и не познав всего, а для этого
нужно пройти через все страдания. Не бывает настоящей и совершенной любви без
того, чтобы она не создавала для своих творений всех условий, необходимых для их
обучения, ведущего к совершенству. И потому каждому суждено рано или поздно
достичь круга совершенства»*.
__________
* «Барды» — древняя традиция посвященных, принадлежавших к валлийским
бардам-друидам. Я лишь немного сократил цитату и слегка приблизил ее лексику к
современной.
Как видите, и здесь жизнь представляется раздробленной и разделенной на
бесчисленное множество индивидуальных жизней или душ, беспрестанно переходящих
из одной телесной формы в другую. (Согласно масонской метафоре, эти
индивидуализированные жизни именуются «камнями», поскольку камень или скала есть
символ прочности и постоянства; к тому же камень может быть как грубым и
бесформенным, так и обтесанным, отполированным и по форме своей совершенным — в
зависимости от того, сколько труда было вложено в его обработку.) Сама же
телесная оболочка, в которую душа облачается, попадая в наш мир (ее
символизирует масон, облаченный в передник), считается непостоянной, преходящей,
недолговечной и малозначительной в сравнении с оживляющей ее душою. Но в то же
время телесная оболочка весьма важна, поскольку служит точкой опоры или
сопротивления, необходимой для развития и просвещения души. Поэтому мы до сих
пор называем ее «гробницей превращения» — могилою, в которую нисходит душа, дабы
потрудиться ради собственного спасения, ибо только в теле она может преобразить
и усовершенствовать саму себя. Впоследствии душа вознесется снова, но будет уже
гораздо сильнее и мудрее, чем раньше, благодаря приобретенному опыту. Таким
образом, жизнь рассматривается как бесконечный поток, время от времени
облекаемый в ту или иную форму, по мере своего поступательного продвижения
вперед, ко всё более возвышенному состоянию: в минеральном царстве это глубокий
сон, в царстве растений — полудремотное состояние, у животных — бодрствование и,
наконец, достижение морального самоосознания на уровне человека.
Но неужели процесс восхождения на этом заканчивается? Неужели человек в нынешнем
его состоянии и есть наивысшая цель и последнее слово эволюции? Разумеется, нет.
Как писал один персидский посвященный:
«Я был камнем, но умер и стал растением.
Я умер как растение и стал животным.
Я умер как животное и превратился в человека.
Чего же мне бояться?
Разве от смерти мне был когда-нибудь ущерб?
И как человек я тоже умру, чтобы воспарить
Вместе с блаженными ангелами.
Но и ангелом я буду не вечно,
И стану со временем тем, что ныне не в силах даже представить мой разум!»
Но для того, чтобы эта эволюция от простого к сложному действительно имела
место, необходима некая сила, изначально заложенная во всех живых организмах и
побуждающая их развиваться. Не бывает эволюции без инволюции. Зерно не смогло бы
дать всходов, если бы в нем не была заложена сила, превращающая его в прекрасное
растение — с листьями, цветами и плодами. Желудь потенциально заключает в себе
все качества будущего дуба; в нехитром содержимом птичьего яйца может быть
спрятан либо прекрасный лебедь, либо нежная песня жаворонка. Поместите их в
надлежащие условия, и скрытая в них жизненная сила выйдет из латентного
состояния и естественным образом разовьется до заранее предназначенного ей
предела. К тому же рост можно ускорить искусственно, благодаря интенсивному
культивированию.
А что же человек? В нем тоже заключена жизненная сила, «бессмертный жизненный
принцип», как называет его масонство, хотя он еще не развит в полной мере, а у
многих людей и вовсе почти парализован. Человек тоже обладает способностью