эволюционировать от смертного животного к бессмертному, сверхчеловеческому,
богоподобному существу. Он тоже движется к той отдаленной божественной цели, к
которой медленно, но верно приближается вся природа. Но не слишком ли медленно?!
И как часто он сам задерживает собственное развитие, потакая прихотям своего
грубого смертного тела и низменным страстям, вместо того чтобы подавлять и
сдерживать их, развивая лишь высшие принципы, всё еще пребывающие в латентном
состоянии! Более того, принято считать, что человеческая природа не меняется
вовсе: ее слабости и пороки — всё те же, что и тысячи лет тому назад; так что,
оглядываясь назад, невозможно разглядеть практически никаких изменений в
массовом сознании, невзирая на все наши хвастливые разглагольствования о
прогрессе и цивилизации.
Так нельзя ли ускорить сей неспешный процесс человеческой эволюции? Существует
ли какой-нибудь метод, так сказать, «интенсивного культивирования человека»,
способный сравнительно быстро очистить и возвысить его над нынешним уровнем,
превратив чувственное, погруженное во тьму невежества человеко-животное в
просветленное богоподобное существо?
Древние мистерии давали на этот вопрос следующий ответ:
«Да, существует. Человеческую эволюцию можно ускорить; и, хотя сейчас
реализовать это в массовом масштабе невозможно, для отдельных подготовленных
личностей подобное ускорение вполне достижимо. Человеческую природу можно
изменить к лучшему путем интенсивного очищения и посвятительных процессов.
Существует царственная наука духовного совершенствования и искусство праведной
жизни, с помощью которых можно освободить дремлющий в человеке и пока еще не
развитый Божественный Жизненный Принцип от скрывающей его мрачной завесы и
заставить его воссиять во всей своей красе. Достойному приобщиться к духовной
науке кандидату достаточно лишь принести необходимые для этого жертвы и
подчинить свою жизнь особым дисциплинарным правилам, и тогда уже в нынешней
жизни он сможет вознестись из тьмы к Свету. Он достигнет таких высот, о которых
не мог бы даже мечтать при иных обстоятельствах, и приобретет способность
помогать другим людям эволюционировать до того же уровня, закладывая тем самым
основу постепенного духовного роста всего рода человеческого».
Следовательно, назначение древних мистерий состояло в «совершенствовании» и
«посвящении» человека в более возвышенную жизнь, в преобразовании несовершенных
существ в целостные и совершенные, путем максимального развития их потенциальных
эволюционных возможностей. Неслучайно обозначающий этот процесс греческий термин
teleios имеет два возможных значения: «делать совершенным» и «посвящать». Он
часто встречается в Священном Писании — величайшей из всех существующих ныне
книг о науке посвящения. Там говорится, например, о «только что достигшем
совершенства»: «Будь совершен, как Отец твой небесный»; «Мы говорим слова
мудрости (науки посвящения) тем, кто совершен (посвящен)» и так далее. И этот
труд самосовершенствования одинаково доступен (подобно нынешнему масонству) всем
людям — представителям всех рас, языков и религий. Ибо все люди — братья, и все
имеют одинаковые права на совершенствование своей жизни, хотя, конечно же, для
каждого момент посвящения наступит в свое, определенное время. Все религии,
таким образом, следует рассматривать как лучи, исходящие из единого круга и
освещающие людям путь от поверхностной, «периферийной» жизни к самому ее центру,
где расположен источник Света.
Требования к претендентам на приобщение к мистериям в точности совпадали с теми,
что ныне выдвигает масонство. Господствующее место в сердце соискателя должно
занимать жгучее желание отринуть свою естественную слепоту и увидеть внутренний
Свет, коренным образом преобразив свою прежнюю несовершенную природу. В качестве
иллюстрации к этому тезису процитирую одну из самых древних в мире молитв, до
сих пор повторяемую на Востоке теми, кто ищет подлинного посвящения. В своем
оригинальном, санскритском варианте она состоит всего лишь из шести слов, а в
переводе может быть передана примерно следующим образом:
«От нереального уведи меня к Реальному!
Из тьмы выведи меня к Свету!
Из смертного сделай меня Бессмертным!»
В этих словах выражено страстное желание, которое должно быть не только на
устах, но и в сердце каждого претендента во всем мире, независимо от того, к
какой именно системе посвящения он желал бы приобщиться. И пока это желание не
станет