потенциальных духовных способностей и достижению ими более высокого
уровня жизни? Если да, то мы должны постараться глубже проникнуть в суть
масонских учений.
А теперь позвольте мне представить, как могла бы выглядеть наша деятельность,
если придать ей дополнительный интеллектуальный импульс. Конечно, не следует
ожидать, что прежний стереотип работы сразу же удастся изменить и что мы
немедленно начнем пожинать зримые и обильные плоды своих преобразований.
Напротив, нам следует настроиться на сопротивление тех, кто всегда неохотно
воспринимает любые новшества и вполне доволен нынешним положением вещей. К тому
же подобные нововведения не могут быть навязаны силой; они должны стать насущной
потребностью каждого, а в противном случае никакой пользы они не принесут. Но я
знаю, что многие Братья и многие Ложи уже давно и искренне стремятся к ним; а
потому позвольте мне нарисовать примерную картину идеальной Ложи, и тогда уже
судите сами, насколько реалистичны наши попытки приблизиться к этому идеалу.
Прежде всего, масонские собрания должны посвящаться самой главной, как следует
из нашего учения, цели Ордена, а именно — беседам о мистериях и разъяснению их
сути. Сейчас это не делается нигде, и основная тому причина — отсутствие
компетентных инструкторов. Мы полагаем, что наши побочные лекции дают нам вполне
достаточную пищу для размышлений. Однако это не так. Если масоны действительно
хотят в полной мере овладеть своей наукой, они не должны ограничиваться лишь
механическим запоминанием предлагаемых им научных текстов, тем более что наши
официальные лекции изобилуют намеренно завуалированными истинами,
предназначенными для самостоятельного проникновения в их глубинный смысл, а это
в настоящее время не удается практически никому.
Настоящая Ложа должна быть храмом молчания и размышлений, прерываемых лишь
церемониальными речами или мудрыми и полезными наставлениями, которые со времен
глубокой древности передавали людям истинные Мастера. И чем выше уровень
просвещенности членов Ложи, тем полнее и торжественнее должна ощущаться в ней
неуместность всяких суетных мыслей и желаний, вытесняемых близостью внутреннего
Света, обретение коего является, согласно нашим утверждениям, самым сокровенным
нашим желанием.
В случае выполнения указанных условий каждое собрание Ложи станет важным
высокодуховным событием, и ни одному из ее членов не придет в голову нарушить
столь тонкую гармонию посторонними мыслями или разговорами. Никто не станет
пропускать такие собрания без уважительной причины. А если подобное всё-таки
случится, то означать будет только одно: не всякий наш Брат, коему было доверено
носить передник (в буквальном смысле), уже сегодня готов облечь свой разум и
стремления в подобающее нашей Ложе одеяние. По окончании такого собрания каждый
будет с сожалением возвращаться к суете и хлопотам внешнего мира, расставаясь на
время с только что испытанным ощущением мира и покоя.
Прием нового кандидата должен стать сравнительно редким событием, поскольку ни
один претендент не будет допускаться в Орден без самой серьезной проверки,
позволяющей убедиться в искренности его стремления к масонскому знанию и в его
способности изучать тайную науку. Присвоение различных степеней тоже будет
происходить гораздо реже, нежели это обычно делается, дабы у человека была
возможность как следует усвоить и осмыслить уже полученные знания; замечу, что
сейчас на это не обращается ровным счетом никакого внимания. На церемонии
присвоения очередной степени также будут присутствовать члены Ложи, но уже не в
качестве пассивных зрителей, наблюдающих за ходом ритуала. Пройдя
соответствующую подготовку, они смогут стать активными, хотя и безмолвными,
участниками действа, придавая произносимым словам дополнительную силу совокупной
энергией своих мыслей и стремлений. Если все участники церемониала будут мыслить
в унисон, это создат такую плотную и заряженную атмосферу, что шансы на
благополучное его завершение, заключающееся в прочном и долговечном возведении
сознания кандидата на более высокую ступень, многократно увеличатся. Ибо
действенность ритуалов, подобных нашим, зависит не только от осуществляющего их
Мастера. Действующей силой здесь являются все собравшиеся, а Мастер лишь
концентрирует вырабатываемую ими духовную энергию и направляет ее на
новоявленного Брата, вызывая у него ощущение причастности к сему благотворному
энергетическому потоку. В коллективной мысли и коллективном