У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

также

время для отдыха и восстановления сил — в надлежащий момент он сам почувствует,

когда ему следует сменить одно на другое. Необходимо постичь многие тайны

собственной природы и принципы интеллектуальной науки, что невозможно сделать в

одночасье — для этого требуются практика и терпение. Речь идет о возведении

внушительной и совершенной во всех ее частях надстройки, а это — процесс намного

более трудоемкий, нежели может показаться на первый взгляд, сопряженный с

многочисленными проверками и тестами испытательного характера.

Некая толика Света — своего рода первый мимолетный взгляд на Землю Обетованную —

может на мгновение открыться достаточно подготовленному для этого претенденту в

самом начале пути, но при этом ему ни в коем случае не следует думать, что он

уже полностью приобщился к Свету и останется в нем навсегда. В данном случае

завеса с прежнего, затуманенного зрения спадает лишь на мгновение, дабы

претендент смог представить разницу между своей нынешней беспомощностью и

лежащей перед ним высокой целью.

Вот почему я решил назвать эту главу своей книги «Свет на Пути» и посвятить ее

рассмотрению тех вопросов, которые предстоит решить каждому претенденту в

промежутке между первым кратковременным прозрением и окончательным приобщением к

Свету. И только в последующей главе речь пойдет о Свете, сияющем в полную силу.

К уже сделанным комментариям по поводу сути масонского учения я постараюсь

добавить новые истолкования некоторых масонских символов и ритуалов, в

формальном, экзотерическом плане давно и хорошо знакомых каждому масону, но в

действительности понятных лишь очень немногим.

Вопросы, рассмотренные в данной главе, предназначены не только для

индивидуального осмысления членами Ордена, но также и для возможного

использования в качестве объектов для коллективных медитаций Братьев в открытых

Ложах или в Ложах Наставления; ибо каждому, кто стремится к истинному

посвящению, медитация необходима как средство, открывающее разуму окно, сквозь

которое проникает Свет из глубин заключенного в нем самом высшего, духовного

принципа. В Храме Соломона сей Свет символизировало маленькое слуховое окошко*,

через которое солнечные лучи проникали внутрь, озаряя путь тем, кто поднимался

вверх по спиральной лестнице, что вела в срединную комнату, соединенную далее с

центральным святилищем, где Свет сиял уже в полную силу.

__________

* В монашеских Орденах эквивалентом этого окошка является тонзура — выбритая

макушка головы священника, символически свидетельствующая о том, что разум ее

носителя открыт для нисхождения в него Света.

Медитативная практика — как индивидуальная, так и коллективная — помимо всего

прочего, способствует также достижению уравновешенного, контролируемого

состояния обычно беспокойного и рассеянного ума, что необходимо для постижения

глубинной истины. Древние Ложи, как нам говорили, имели обыкновение собираться

как на самых высоких горах, так и в самых низких долинах; а в одной старой

наставительной лекции поясняется, что эти слова следует воспринимать

метафорически и что на самом деле они характеризуют не место сбора Ложи, но

скорее духовное и ментальное состояние ее участников. «Собрание в долине»

означало пребывание в намеренно вызванном состоянии пассивности и покоя, когда

умы Братьев были целиком подчинены размышлениям об их общем деле; при этом они,

будучи «ведомыми вдоль неподвижных вод», сами уподоблялись ровной и прозрачной

поверхности озера, чистому и ясному зеркалу, достоверно отражающему лучи света и

истины, время от времени падающие на него сверху. «Собрание на горах», напротив,

подразумевало активную работу Ложи, результаты которой проявляются на

сверхфизических уровнях — на «горах» духа, поскольку именно здесь происходит

подлинное (а не формальное церемониальное) посвящение.

В жизни Каменщика должно быть время и для работы и для отдыха, поскольку

напряженный труд требует периодического восстановления сил; следовательно, отдых

— тоже немаловажный этап, коим нельзя пренебрегать. По причине несовершенства

распространенной ныне концепции масонства, современные Ложи используют

исключительно активные и деятельные методы, воспринятые из внешнего мира, чего,

конечно же, явно недостаточно; а потому существующий порядок должен быть

изменен. Современные масоны чрезмерно увлечены активною деятельностью, но

практически не уделяют внимания не менее важному, пассивному аспекту обучения. В

силу этого каждой Ложе,