действительно желающей приобщиться к истинному
масонскому учению, можно порекомендовать ввести у себя в высшей степени полезную
практику коллективных размышлений над теми или иными постулатами и символами
масонства. Неплохо было бы посвящать этой цели отдельные собрания, в ходе
которых по завершении дискуссии, не выходящей за рамки необходимого и
конструктивного обмена опытом, члены Ложи могли бы спокойно и сосредоточенно
поразмышлять о смысле переданных им символов и учений.
Тем, кто твердо решил преодолеть подъем по спиральной лестнице, будет
небезынтересно ознакомиться с некоторыми пояснениями, которые, возможно,
окажутся для них теми самыми лучами, что, пробиваясь сквозь маленькое окно,
освещают идущим путь наверх. Разумеется, это будет всего лишь краткий и
упрощенный обзор некоторых важнейших научных вопросов, требующих, в силу своей
многоплановости, самого серьезного и углубленного изучения, в чем сможет
убедиться каждый, кто пожелает ближе ознакомиться с ними. Так пусть же мои слова
послужат хотя бы слабой искоркой, способной вырвать из мрака несколько ступеней
спиральной лестницы, ведущей человека в его собственную срединную комнату,
достигнув коей он сможет проникнуть затем в последнее центральное святилище, где
Свет, заключающий в себе цель его нелегкого восхождения, сияет во всей своей
славе.
«ПОЗНАНИЕ СЕБЯ»
Полагаю, в свое время было уже достаточно убедительно доказано, что структура и
обстановка Ложи глубоко символичны, что Ложа являет собою отражение как всей
вселенной, так и самого человека — микрокосма, который с полным правом может
быть назван «вселенной в миниатюре», и что она в точности воспроизводит сложное
строение человека — с его небесами и землею (духовной и материальной природой) и
всем, что находится между ними.
Размышляя над этой сложной системой, масон, таким образом, как бы учится
смотреть на себя со стороны и в результате получает первый урок самоосознания,
достигнув которого, мы, как нам обещают, сможем обрести понимание природы всех
вещей. «Познай себя» — именно этот призыв, насколько нам известно, был начертан
над воротами древних храмов посвящений, поскольку самоосознание было их основною
целью и предназначением. Масонство увековечило этот принцип, назвав самопознание
«наиболее интересным предметом человеческого изучения». Поистине, это самое
немногословное и самое мудрое из всех наставлений, хотя и несколько позабытое
сегодня. А для его практического осуществления необходимо действовать в
соответствии с древней наукой, сосредоточив всю свою энергию на достижении
намеченной цели.
Прежде всего, требуется развить в себе способность к глубочайшему самоанализу и
научиться отличать то, что в нас является реальным и вечным, от всего прочего —
нереального и преходящего. Точно так же, как желающие постичь тайны мистерий не
могли этого сделать, не войдя в храм, не усвоив его уроков, не подчинившись
предписанным правилам самодисциплины и не пройдя через все положенные
посвящения, так и к самоосознанию невозможно прийти, не углубившись в самого
себя и не научившись отличать истинное от ложного, реальное от нереального,
презренный металл от чистого золота, причем первый следует постепенно
облагородить, доведя до уровня последнего, отбросив все ненужное и
незначительное. Неслучайно само слово «инициация» — сиречь посвящение —
изначально происходит от латинского in ire, что означает — «входить внутрь». Но
потом, после овладения искусством самоанализа, необходимо полностью изменить
свои представления о жизни, равно как и самую жизнь, положив ей, таким образом,
новое начало (initium). То же самое установление повторяется в 43-м Псалме:
«Introbio ad altare Dei» («Войду в алтарь Божий»). Аналогичным образом масонское
посвящение предусматривает вхождение в себя, в самый центр своего существа, ибо
там находится алтарь — Божественный принцип, первоначальная скрытая основа
нашего бытия.
Знать анатомию и физиологию бренного тела еще не значит знать себя. Физическое
тело человека составляет его преходящую, внешнюю оболочку — не более чем тень и
прах, мимолетное порождение действующих в нем жизненных сил, далекое как от
вечности, так и от реальности.
Знание природы и механизма действия разума, чувств и эмоций — безусловно полезно
и необходимо, но и его нельзя отождествлять с самопознанием, так как и эти
атрибуты многопланового человеческого существа не являются вечными, в силу чего
их тоже следует рассматривать