У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

действительно желающей приобщиться к истинному

масонскому учению, можно порекомендовать ввести у себя в высшей степени полезную

практику коллективных размышлений над теми или иными постулатами и символами

масонства. Неплохо было бы посвящать этой цели отдельные собрания, в ходе

которых по завершении дискуссии, не выходящей за рамки необходимого и

конструктивного обмена опытом, члены Ложи могли бы спокойно и сосредоточенно

поразмышлять о смысле переданных им символов и учений.

Тем, кто твердо решил преодолеть подъем по спиральной лестнице, будет

небезынтересно ознакомиться с некоторыми пояснениями, которые, возможно,

окажутся для них теми самыми лучами, что, пробиваясь сквозь маленькое окно,

освещают идущим путь наверх. Разумеется, это будет всего лишь краткий и

упрощенный обзор некоторых важнейших научных вопросов, требующих, в силу своей

многоплановости, самого серьезного и углубленного изучения, в чем сможет

убедиться каждый, кто пожелает ближе ознакомиться с ними. Так пусть же мои слова

послужат хотя бы слабой искоркой, способной вырвать из мрака несколько ступеней

спиральной лестницы, ведущей человека в его собственную срединную комнату,

достигнув коей он сможет проникнуть затем в последнее центральное святилище, где

Свет, заключающий в себе цель его нелегкого восхождения, сияет во всей своей

славе.

«ПОЗНАНИЕ СЕБЯ»

Полагаю, в свое время было уже достаточно убедительно доказано, что структура и

обстановка Ложи глубоко символичны, что Ложа являет собою отражение как всей

вселенной, так и самого человека — микрокосма, который с полным правом может

быть назван «вселенной в миниатюре», и что она в точности воспроизводит сложное

строение человека — с его небесами и землею (духовной и материальной природой) и

всем, что находится между ними.

Размышляя над этой сложной системой, масон, таким образом, как бы учится

смотреть на себя со стороны и в результате получает первый урок самоосознания,

достигнув которого, мы, как нам обещают, сможем обрести понимание природы всех

вещей. «Познай себя» — именно этот призыв, насколько нам известно, был начертан

над воротами древних храмов посвящений, поскольку самоосознание было их основною

целью и предназначением. Масонство увековечило этот принцип, назвав самопознание

«наиболее интересным предметом человеческого изучения». Поистине, это самое

немногословное и самое мудрое из всех наставлений, хотя и несколько позабытое

сегодня. А для его практического осуществления необходимо действовать в

соответствии с древней наукой, сосредоточив всю свою энергию на достижении

намеченной цели.

Прежде всего, требуется развить в себе способность к глубочайшему самоанализу и

научиться отличать то, что в нас является реальным и вечным, от всего прочего —

нереального и преходящего. Точно так же, как желающие постичь тайны мистерий не

могли этого сделать, не войдя в храм, не усвоив его уроков, не подчинившись

предписанным правилам самодисциплины и не пройдя через все положенные

посвящения, так и к самоосознанию невозможно прийти, не углубившись в самого

себя и не научившись отличать истинное от ложного, реальное от нереального,

презренный металл от чистого золота, причем первый следует постепенно

облагородить, доведя до уровня последнего, отбросив все ненужное и

незначительное. Неслучайно само слово «инициация» — сиречь посвящение —

изначально происходит от латинского in ire, что означает — «входить внутрь». Но

потом, после овладения искусством самоанализа, необходимо полностью изменить

свои представления о жизни, равно как и самую жизнь, положив ей, таким образом,

новое начало (initium). То же самое установление повторяется в 43-м Псалме:

«Introbio ad altare Dei» («Войду в алтарь Божий»). Аналогичным образом масонское

посвящение предусматривает вхождение в себя, в самый центр своего существа, ибо

там находится алтарь — Божественный принцип, первоначальная скрытая основа

нашего бытия.

Знать анатомию и физиологию бренного тела еще не значит знать себя. Физическое

тело человека составляет его преходящую, внешнюю оболочку — не более чем тень и

прах, мимолетное порождение действующих в нем жизненных сил, далекое как от

вечности, так и от реальности.

Знание природы и механизма действия разума, чувств и эмоций — безусловно полезно

и необходимо, но и его нельзя отождествлять с самопознанием, так как и эти

атрибуты многопланового человеческого существа не являются вечными, в силу чего

их тоже следует рассматривать