У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

других людей.

Более ста лет тому назад один великий и добрый Брат, повествуя о своих

продолжительных связях с масонскими святилищами, написал о посвящениях

следующее*: «Единственное посвящение, которое я исповедую и которого ищу со всею

страстию души моей, есть то, что позволяет нам войти в сердце Бога и вместить

сердце Божие в себе, дабы создать тот нерасторжимый союз, что сотворит нас

друзьями, братьями и спутниками Божественного Спасителя нашего». Сие превращение

и есть то самопознание, к которому, согласно масонскому учению, должны быть

обращены мысли каждого члена Братства. И цель у посвящения, следовательно, может

и должна быть только одна: осознанное воссоединение индивидуальной души со

вселенским Божественным Духом.

__________

* Луи-Клод де Сен-Мартен, «Теософская переписка» с бароном Кирхбергером — в

высшей степени ценное сочинение, раскрывающее характер масонской деятельности во

французских Ложах до революции 1789 года.

Символом сего единства является хорошо знакомое соединение циркуля с

наугольником. Наугольник символизирует душу, а циркуль — дух, пребывающий в этой

душе. Поначалу масон видит, что ножки циркуля спрятаны за наугольником; но по

мере его духовного прогресса концы циркуля расходятся все шире, пока наугольник

не оказывается полностью вписанным в их диаметр, что означает постепенное

подчинение души первичному духу и сопутствующее этому проникновение духа в

личностное сознание. Подобный рост необходим для того, чтобы масон научился

«работать обоими инструментами» и тем самым превратился в активного строителя

духа, завершив круг собственного бытия достижением осознанного единства со своею

изначальной и истинною сущностью.

ЗНАК «G»

Сей удивительный знак занимает центральное место на потолке каждой Ложи, являясь

символом Божественного присутствия в ней. Он также служит свидетельством

Божественного присутствия в духовном центре каждого масона. В христианской

церкви ему соответствует Вечный Свет, сияющий перед главным алтарем.

На первой и второй ступенях посвящения этот символ виден в небесах Ложи. На

третьей ступени он становится невидимым, но всё же проявляет свое присутствие,

отражаясь в той искорке света, что видна на востоке и, как знает каждый масон,

не гаснет даже в самые мрачные моменты жизни, так как Божественное присутствие

неистребимо. На ступени Королевской Арки он появляется снова, но уже в другом

месте и в иной форме — опять-таки в центре храма, только на полу, в форме

кубического алтаря из белого камня, с начертанным на нем Священным Именем. Таким

образом, по мере восхождения по ступеням знак спускается с неба на землю; Дух

нисходит на уровень очищенной материи; Божественное и человеческое сближаются

друг с другом и сливаются воедино. Бог становится человеком, а человек

соединяется с Богом — отныне Божественное Имя будет начертано на алтаре его

сердца.

Словом, в значении этого символа и его смещении относительно четырех ступеней

ясно прослеживается конечная цель всего посвятительного цикла — соединение

индивидуальной души с Божественным принципом. Это и есть высшая цель масонства,

а решение всех прочих, менее значительных задач является лишь вспомогательным

действом, облегчающим нам продвижение к ней.

Когда Ложа открыта, разум и сердце каждого участвующего в ней Брата также

открываются (во всяком случае, так принято считать) для восприятия знака «G» и

всего, что с ним связано, дабы постигнуть его суть и сделать ее неотъемлемою

частью собственного опыта. А когда Ложа закрыта, память о символе «G» и его

проявлениях должна храниться в сердце и служить основною пищей для размышлений.

Далее, немаловажен и тот факт, что символ «G» всегда расположен в центре, а Ложа

собирается не прямо под ним, а как бы вокруг него. Это означает, что Звезда

Сияющей Славы светит слишком ярко, чтобы кто-то, менее чистый и светлый, чем она

сама, мог выдержать направленный поток ее нисходящих лучей; потому-то

пространство в центре Ложи всегда остается открытым и незанятым, и Братья

рассаживаются вдоль стен, дабы прямые лучи не достигали их. В центре пол выложен

в виде шахматной доски, что символизирует проявленное творение, где изначально

белый Свет, льющийся сверху, дифференцируется и обретает бесконечно

варьирующуюся двойственность, примерами которой могут служить такие пары

противоположностей, как свет и тьма, добро и зло, положительное и отрицательное,

мужское и женское начала. Об этом как раз и свидетельствуют