других людей.
Более ста лет тому назад один великий и добрый Брат, повествуя о своих
продолжительных связях с масонскими святилищами, написал о посвящениях
следующее*: «Единственное посвящение, которое я исповедую и которого ищу со всею
страстию души моей, есть то, что позволяет нам войти в сердце Бога и вместить
сердце Божие в себе, дабы создать тот нерасторжимый союз, что сотворит нас
друзьями, братьями и спутниками Божественного Спасителя нашего». Сие превращение
и есть то самопознание, к которому, согласно масонскому учению, должны быть
обращены мысли каждого члена Братства. И цель у посвящения, следовательно, может
и должна быть только одна: осознанное воссоединение индивидуальной души со
вселенским Божественным Духом.
__________
* Луи-Клод де Сен-Мартен, «Теософская переписка» с бароном Кирхбергером — в
высшей степени ценное сочинение, раскрывающее характер масонской деятельности во
французских Ложах до революции 1789 года.
Символом сего единства является хорошо знакомое соединение циркуля с
наугольником. Наугольник символизирует душу, а циркуль — дух, пребывающий в этой
душе. Поначалу масон видит, что ножки циркуля спрятаны за наугольником; но по
мере его духовного прогресса концы циркуля расходятся все шире, пока наугольник
не оказывается полностью вписанным в их диаметр, что означает постепенное
подчинение души первичному духу и сопутствующее этому проникновение духа в
личностное сознание. Подобный рост необходим для того, чтобы масон научился
«работать обоими инструментами» и тем самым превратился в активного строителя
духа, завершив круг собственного бытия достижением осознанного единства со своею
изначальной и истинною сущностью.
ЗНАК «G»
Сей удивительный знак занимает центральное место на потолке каждой Ложи, являясь
символом Божественного присутствия в ней. Он также служит свидетельством
Божественного присутствия в духовном центре каждого масона. В христианской
церкви ему соответствует Вечный Свет, сияющий перед главным алтарем.
На первой и второй ступенях посвящения этот символ виден в небесах Ложи. На
третьей ступени он становится невидимым, но всё же проявляет свое присутствие,
отражаясь в той искорке света, что видна на востоке и, как знает каждый масон,
не гаснет даже в самые мрачные моменты жизни, так как Божественное присутствие
неистребимо. На ступени Королевской Арки он появляется снова, но уже в другом
месте и в иной форме — опять-таки в центре храма, только на полу, в форме
кубического алтаря из белого камня, с начертанным на нем Священным Именем. Таким
образом, по мере восхождения по ступеням знак спускается с неба на землю; Дух
нисходит на уровень очищенной материи; Божественное и человеческое сближаются
друг с другом и сливаются воедино. Бог становится человеком, а человек
соединяется с Богом — отныне Божественное Имя будет начертано на алтаре его
сердца.
Словом, в значении этого символа и его смещении относительно четырех ступеней
ясно прослеживается конечная цель всего посвятительного цикла — соединение
индивидуальной души с Божественным принципом. Это и есть высшая цель масонства,
а решение всех прочих, менее значительных задач является лишь вспомогательным
действом, облегчающим нам продвижение к ней.
Когда Ложа открыта, разум и сердце каждого участвующего в ней Брата также
открываются (во всяком случае, так принято считать) для восприятия знака «G» и
всего, что с ним связано, дабы постигнуть его суть и сделать ее неотъемлемою
частью собственного опыта. А когда Ложа закрыта, память о символе «G» и его
проявлениях должна храниться в сердце и служить основною пищей для размышлений.
Далее, немаловажен и тот факт, что символ «G» всегда расположен в центре, а Ложа
собирается не прямо под ним, а как бы вокруг него. Это означает, что Звезда
Сияющей Славы светит слишком ярко, чтобы кто-то, менее чистый и светлый, чем она
сама, мог выдержать направленный поток ее нисходящих лучей; потому-то
пространство в центре Ложи всегда остается открытым и незанятым, и Братья
рассаживаются вдоль стен, дабы прямые лучи не достигали их. В центре пол выложен
в виде шахматной доски, что символизирует проявленное творение, где изначально
белый Свет, льющийся сверху, дифференцируется и обретает бесконечно
варьирующуюся двойственность, примерами которой могут служить такие пары
противоположностей, как свет и тьма, добро и зло, положительное и отрицательное,
мужское и женское начала. Об этом как раз и свидетельствуют