от земли к небесам, преодолевая ее «ступени» одну за другою; при
этом указывается, что особенно важно освоить три из них, символизирующие веру,
надежду и милосердие. Не спорю, данная моральная интерпретация вполне оправданна
и полезна. Однако она вовсе не является исчерпывающей и скорее скрывает, нежели
объясняет подлинный смысл «лестницы Иакова», вкладывавшийся в это понятие
создателями нашей системы. Сей символ изначально несомненно был чем-то гораздо
большим, нежели просто повторением общеизвестной триады теологических
добродетелей, сформулированной апостолом Павлом.
И заключалось сокровенное значение символической лестницы в том, что она
отображала всё то же космологическое учение. Она символизировала Вселенную с ее
разделением на множество планов — ступеней, уходящих ввысь и опускающихся в
неведомые глубины. Сказано, что в Доме Отца нашего много комнат, то есть
уровней, где могут трудиться и отдыхать Его творения, пребывающие в различных
состояниях и на разных стадиях развития. Именно эти уровни — планы и подпланы —
зашифрованы в образах ступеней и ярусов лестницы. Нашей нынешней стадии
эволюционного продвижения соответствуют три основных ступени: физический план,
план желаний и эмоций и, наконец, ментальный план абстрактного разума,
примыкающий, в свою очередь, к еще более высокому плану духа. Первый
соответствует материальному, физическому строению человека, его видимому телу;
второй — его эмоциональной и чувственной природе, представляющей собою смешанную
субстанцию, образованную в результате взаимодействия физических чувств и
сверхфизического разума; третий план связан с ментальностью, еще дальше
отстоящей от физической природы человека и примыкающей уже к его духовному
существу.
Сия лестница и особенно три ее ступени, ныне занимаемые нами, обнаруживаются в
природе повсюду. Это проявляется и в семиступенной музыкальной гамме с ее тремя
доминантами, и в призматическом световом спектре с его тремя основными цветами,
и в принятом делении времени на семидневные недели, а также в семеричности
физиологических изменений в нашем физическом организме и прочих периодических
системах, каковые встречаются в физике, как, впрочем, и во многих других науках.
Совершенная Ложа состоит из семи членов, включая трех главных распорядителей.
Продвижение претендентов третьей ступени к Востоку составляет семь шагов, из
которых особое значение придается трем первым.
Таким образом, и Вселенная, и сам человек устроены подобно лестнице, которую
составляет строго определенная последовательность ступеней. Единая универсальная
субстанция, наполняющая всю Вселенную, «нисходит» из состояния абсолютного эфира
и, уплотняясь с каждою ступенью, достигает уровня грубой материи, после чего
начинается обратный процесс «восхождения» — через те же самые планы в
первоначальное состояние, куда эта субстанция попадает уже обогащенной новым
опытом, обретенным благодаря активной деятельности.
Именно этот грандиозный космический процесс предстал перед Иаковом во время сна
или в его видении, что и объясняет ту важность, которая придается «лестнице
Иакова» в системе масонского символизма. То, что он увидел тогда во сне или
наяву, и ныне доступно каждому, кто в достаточной мере развил в себе внутреннее
зрение. Каждый истинный посвященный, расширив свое сознание и обретя
сверхъестественные способности, может созерцать эфирные миры, некогда показанные
иудейскому патриарху, с такою же легкостью, с какой непосвященный человек
воспринимает своим внешним зрением окружающий его феноменальный мир. Посвященный
способен «видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих», то есть он может
воочию наблюдать сию великую лестницу Вселенной, равно как и сам процесс
инволюции и дифференциации с последующей эволюцией и синтезом, составляющий
жизненный цикл. Он видит нисхождение человеческих существ, или душ, сквозь планы
всё более возрастающей плотности и затухающей частоты вибрации, а также их
облачение по мере продвижения во всё более грубые материальные оболочки; он
видит, как эти души спускаются на нижний уровень полной материализации, где
достигает своего апогея великая борьба за верховенство между внутренним и
внешним человеком, между духом и плотью, истинной человеческой сущностью и
разнообразными нереальными личностями, сформировавшимися вокруг нее. Шахматная
доска нашего нынешнего существования, разделенная на черные и белые клетки
противоположностей — таких, как добро и зло,