конечно же, человеческое
тело, в котором погребена и замурована истинная духовная сущность человека. И
выбраться из этой могилы человек сможет, лишь наполнив светильник своего разума
маслом Мудрости и воспламенив его (или же, в другом случае, заставив зацвести
ветку акации), что многократно расширит горизонты его сознания и укажет ему путь
через Вселенную.
Все мы спустились в этот мир по ступеням «лестницы Иакова», и обратно
подниматься вверх нам придется по тем же ступеням. На некоторых масонских
диграммах и пояснительных рисунках над лестницею изображен маленький крестик.
Причем его неизменно рисуют слегка наклоненным вперед — в неустойчивом
положении, как будто он не стоит на месте, но движется вверх. Этот крестик
обозначает всех, кто пытается снова взойти по великой лестнице, всех,
«Кто поднимается по каменным ступеням
От мертвых тел к возвышенным вещам».
И каждый на этом пути несет свой крест, свое распятое тело, так как стремления
духа всегда диаметрально противоположны интересам материальной оболочки, из-за
чего последняя по мере сил препятствует этому восхождению. Таким образом,
человек вынужден карабкаться вверх, обремененный тяжелою ношей, самостоятельно,
в одиночку. Однако, как учит нас тайная традиция и как указывают две ветви
наклонного креста, человек может вытянуть вперед одну руку, будучи уверенным,
что ему помогут идущие впереди невидимые доброжелатели; но в то же время ему
следует отвести другую руку назад, чтобы помочь идущим позади более слабым
братьям. Ибо, как подъемы и ступени лестницы составляют единое целое, так и всё
живое, все живые существа в основе своей едины, и никто не живет только для
себя.
Воистину, и жизнь, и лестница, по которой она движется, едины и неразделимы: обе
они устремлены ввысь, и их общая вершина, недоступная нашему взору, теряется в
небесах; а основанием для обеих служит земля. Однако обе противоположности — дух
и материя — суть всего лишь полюсы единой реальности, которая может быть познана
во всей своей совокупности (или, по крайней мере, в многообразии ее планов,
миров, кругов или ступеней) только теми, кто смог соединить их в себе и научился
перемещаться по лестнице в любом направлении — вверх или вниз — по собственному
желанию. Сия способность всегда была и остается привилегией посвященных,
овладевших наукою жизни — единственной наукой, указующей путь к вершине Scala
Perfectionis, как была названа в одном знаменитом классическом сочинении XV века
эта великая лестница посвящений, символически именуемая масонами «лестницей
Иакова».
НАДСТРОЙКА
Новоявленного масона учат относиться к своей обычной, естественной личности
всего лишь как к краеугольному камню, на котором ему предстоит возвести некую
надстройку, совершенную во всех своих частях и составляющую предмет гордости ее
строителя.
Но многие ли смогут усмотреть в этом наставлении нечто большее, нежели просто
благочестивый совет строго придерживаться общеизвестных моральных норм и
добродетелей? Разумеется, выполнение сего элементарного требования тоже является
непреложным условием духовного роста; но разве для этого обязательно вступать в
какой-то тайный Орден? Очевидно, что наставление начинающим масонам имеет
несколько иной, более глубокий смысл. Оно подразумевает не только
совершенствование уже существующего краеугольного камня (личности), но
возведение на нем ранее не существовавшей надстройки, здания, которое намного
превзойдет — и количественно, и качественно — лежащий в ее основе фундамент.
Читателю, не знакомому с тайною стороной масонского учения, хорошо известной
представителям этой науки в прежние времена, данная тема может показаться
трудной для понимания. Поэтому следует сразу же уточнить, что та надстройка,
которую предстоит возвести, связана прежде всего с эфирным, или духовным, телом,
в котором опытный масон способен действовать совершенно независимо от тела
физического, равно как и от своей естественной личности*.
__________
* Его не следует путать с эфирным телом, упомянутым ниже и названным
«призраком». Последнее принадлежит к физическому плану, тогда как первое,
очевидно, названо так в силу связи с космическим эфиром, соответствием которого
на нижнем уровне является эфир физический. — Прим. ред.
Теория масонства предполагает, что человек является падшим созданием, что его
естественная личность служит всего лишь преходящим и нереальным отражением его
истинной сущности, изначально задуманной