традиции и
давно утвердившейся практике». Этим методом как раз и является посвящение. Вся
его схема и практика основаны на аллегории и символах; и долг каждого
франкмасона — научиться интерпретировать и понимать их, дабы использовать потом
заложенный в них смысл во благо себе и окружающим. Только так и можно постичь
смысл существования всей системы; и если масону это не удается, он так и будет
пребывать во тьме (к чему намеренно предрасполагает сама система) и не сможет
понять подлинное значение и секреты Ордена, пусть даже формально он остается его
членом. Существование Ордена и его морально-этической системы просто
подтверждает тот факт, что высшая истина действительно есть и что она имеет
своих хранителей; но Братство отнюдь не склонно навязывать эту истину кому бы то
ни было и предоставляет каждому масону возможность самостоятельно трудиться на
ниве ее постижения. Ибо истина, ее подлинные аспекты не поддаются
непосредственной передаче; их можно излагать только в виде аллегорий и символов,
мифа или таинства. Их интерпретация и усвоение остаются пожизненной задачей
каждого, кто стремится к ее постижению; ведь пока человек не сделает истину
частью самого себя, он не может с уверенностью сказать, что это действительно
истина; прежде чем обрести знание, необходимо сперва очень этого пожелать и
приложить усилия. «Я не знаю точно, что они означают, — говорил святой Бернар
Клервосский об аллегориях и символах, — но чем плотнее завеса, скрывающая за
собою духовные реалии, тем более прекрасными и притягательными они нам
представляются; и ничто так не подстегивает наше стремление приобщиться к ним,
как этот деликатный, но труднопреодолимый запрет».
Следовательно, масонство — как «морально-этическая система» (следуя определению)
— является не религией и не философией, но одновременно наукой и искусством,
теорией и практикой; именно такой подход был присущ всем школам Древней Мудрости
и мистерий. Ученику-неофиту прежде всего предлагалась картина жизненного
процесса; затем ему рассказывали историю возникновения души и ее нисхождения в
этот мир, демонстрировали всё несовершенство и ограниченность ее нынешнего
состояния, но отмечали при этом, что существует научный метод, благодаря
которому душу можно вновь усовершенствовать и вернуть в прежнее возвышенное
состояние. То была научная часть программы древних школ — теория, предлагаемая
ученикам в первую очередь, дабы они смогли уяснить себе цель и назначение
мистерий и представить себе, какие предварительные процедуры открывают доступ к
ним. Далее вступает в действие другая часть программы — практическая
деятельность ученика, направленная на самого себя: самоочищение, установление
контроля над собственной чувственной природой, корректировка нежелательных
привычек, дисциплинирование мышления, умственных процессов и воли строгими
правилами жизни — овладение искусством жить, так сказать. Когда же ученик
приобретет достаточный опыт как в теории, так и в практике и сможет благополучно
выдержать некоторые тесты (и никак не раньше), он удостаивается привилегии
посвящения — тайной церемонии, производимой уже посвященными опытнымии
учителями. Подробности этой церемонии никогда не раскрывались посторонним.
Так, в нескольких словах, выглядела древняя наука мистерий — в Египте ли, в
Греции или где-то еще; и эта же самая наука, хотя и в до крайности сжатой и
изрядно выхолощенной форме, была сохранена и поддерживается до сих пор в
современном масонстве*.
__________
* Желающим ознакомиться с более подробным и толковым описанием мистерий могу
порекомендовать недавнее (1918 года) переиздание сочинения М. А. Атвуд
«Поучительное исследование герметических мистерий» («A Suggestive Inquiry into
the Hermetic Mystery»), а также пространное введение в суть предмета, написанное
лично мною и опубликованное Тейтом, Белфастом и Уоткинсом (Лондон). (Из
доступной на русском языке литературы можно также отослать читателя к главе
Древние мистерии в первом разделе книги Ч. Ледбитера Внутренняя жизнь —
ред.)
Подтверждению и демонстрации данного факта посвящены как предыдущая, так и
нынешняя мои книги. Помимо этой цели, я написал их также в надежде на то, что
осознание подлинного предназначения масонского Братства поможет его членам
направить дальнейшее развитие Ордена в нужное русло, дабы превратить его наконец
в подлинный инструмент посвящений, преодолев его нынешнюю направленность
исключительно на социальные вопросы