У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

традиции и

давно утвердившейся практике». Этим методом как раз и является посвящение. Вся

его схема и практика основаны на аллегории и символах; и долг каждого

франкмасона — научиться интерпретировать и понимать их, дабы использовать потом

заложенный в них смысл во благо себе и окружающим. Только так и можно постичь

смысл существования всей системы; и если масону это не удается, он так и будет

пребывать во тьме (к чему намеренно предрасполагает сама система) и не сможет

понять подлинное значение и секреты Ордена, пусть даже формально он остается его

членом. Существование Ордена и его морально-этической системы просто

подтверждает тот факт, что высшая истина действительно есть и что она имеет

своих хранителей; но Братство отнюдь не склонно навязывать эту истину кому бы то

ни было и предоставляет каждому масону возможность самостоятельно трудиться на

ниве ее постижения. Ибо истина, ее подлинные аспекты не поддаются

непосредственной передаче; их можно излагать только в виде аллегорий и символов,

мифа или таинства. Их интерпретация и усвоение остаются пожизненной задачей

каждого, кто стремится к ее постижению; ведь пока человек не сделает истину

частью самого себя, он не может с уверенностью сказать, что это действительно

истина; прежде чем обрести знание, необходимо сперва очень этого пожелать и

приложить усилия. «Я не знаю точно, что они означают, — говорил святой Бернар

Клервосский об аллегориях и символах, — но чем плотнее завеса, скрывающая за

собою духовные реалии, тем более прекрасными и притягательными они нам

представляются; и ничто так не подстегивает наше стремление приобщиться к ним,

как этот деликатный, но труднопреодолимый запрет».

Следовательно, масонство — как «морально-этическая система» (следуя определению)

— является не религией и не философией, но одновременно наукой и искусством,

теорией и практикой; именно такой подход был присущ всем школам Древней Мудрости

и мистерий. Ученику-неофиту прежде всего предлагалась картина жизненного

процесса; затем ему рассказывали историю возникновения души и ее нисхождения в

этот мир, демонстрировали всё несовершенство и ограниченность ее нынешнего

состояния, но отмечали при этом, что существует научный метод, благодаря

которому душу можно вновь усовершенствовать и вернуть в прежнее возвышенное

состояние. То была научная часть программы древних школ — теория, предлагаемая

ученикам в первую очередь, дабы они смогли уяснить себе цель и назначение

мистерий и представить себе, какие предварительные процедуры открывают доступ к

ним. Далее вступает в действие другая часть программы — практическая

деятельность ученика, направленная на самого себя: самоочищение, установление

контроля над собственной чувственной природой, корректировка нежелательных

привычек, дисциплинирование мышления, умственных процессов и воли строгими

правилами жизни — овладение искусством жить, так сказать. Когда же ученик

приобретет достаточный опыт как в теории, так и в практике и сможет благополучно

выдержать некоторые тесты (и никак не раньше), он удостаивается привилегии

посвящения — тайной церемонии, производимой уже посвященными опытнымии

учителями. Подробности этой церемонии никогда не раскрывались посторонним.

Так, в нескольких словах, выглядела древняя наука мистерий — в Египте ли, в

Греции или где-то еще; и эта же самая наука, хотя и в до крайности сжатой и

изрядно выхолощенной форме, была сохранена и поддерживается до сих пор в

современном масонстве*.

__________

* Желающим ознакомиться с более подробным и толковым описанием мистерий могу

порекомендовать недавнее (1918 года) переиздание сочинения М. А. Атвуд

«Поучительное исследование герметических мистерий» («A Suggestive Inquiry into

the Hermetic Mystery»), а также пространное введение в суть предмета, написанное

лично мною и опубликованное Тейтом, Белфастом и Уоткинсом (Лондон). (Из

доступной на русском языке литературы можно также отослать читателя к главе

Древние мистерии в первом разделе книги Ч. Ледбитера Внутренняя жизнь —

ред.)

Подтверждению и демонстрации данного факта посвящены как предыдущая, так и

нынешняя мои книги. Помимо этой цели, я написал их также в надежде на то, что

осознание подлинного предназначения масонского Братства поможет его членам

направить дальнейшее развитие Ордена в нужное русло, дабы превратить его наконец

в подлинный инструмент посвящений, преодолев его нынешнюю направленность

исключительно на социальные вопросы