ока (хотя подготовительный период
обучения и очищения может длиться довольно долго). Причем переход этот всегда
сопровождается громким и резким внутренним звуком, напоминающим трубный глас,
— таким образом нервная система и мозг человека реагируют на ужасные перегрузки,
коим они в это время подвергаются»*.
__________
* Следует пояснить, что «труба» и «последняя труба» — это принятые среди
посвященных технические термины, обозначающие спиральной формы (в форме трубы)
завихрения, или «водовороты», возникающие в тонкой материи во время перегрузок.
Они издают характерный звук, который слышит человек, в чьем теле они возникают.
Под «звуком последней трубы» подразумевается, таким образом, физиологический
процесс разрушения последних, самых тонких физических барьеров прежней
человеческой природы, после чего нервная система обретает качественно новый
заряд. На Востоке этот процесс аллегорически именуется «светопреставлением»,
поскольку для посвященного он означает смерть прежнего, естественного сознания и
приход на смену ему нового — более совершенного и активного.
Далее Апостол поясняет, что сие новообразованное Эго (или центр сознания)
приобретает свое особенное тело, так как тела могут быть не только земными, но и
небесными. Сознание не может существовать без какого-либо внешнего носителя. И
подобно тому, как старое физическое тело служило (и продолжает служить) обычным
мирским нуждам человека, так и новое — психическое, или духовное, тело,
созданное специально для того, чтобы быть носителем высшего сознания, —
позволяет человеку действовать на сверхфизических уровнях. Следовательно,
посвященный, достигший столь высокой ступени эволюционного развития, обладает
двойственной природой — обычной физической («спутницей его прежних трудов») и
сверхфизической — и способен с одинаковою свободой пользоваться ими обеими, так
как уже полностью сформировал свою «башню» — свою «воздушную надстройку».
Эта надстройка должна быть совершенной во всех своих частях, ибо в противном
случае она не сможет стать предметом гордости ее строителя. Но что же это за
части?
Человек, даже в естественном, непросветленном и несовершенном своем состоянии,
представляет собою в высшей степени сложное существо. С его чисто физической
оболочкой теснейшим образом связаны еще три над-физических и в то же время
квази-физических тела: эфирное («призрак», или «двойник»), эмоциональное (или
тело желаний) и ментальное. Однако и это еще не всё, ведь помимо них (и далеко
не всегда в функциональной взаимосвязи с ними) есть еще изначальная духовная
сущность — самая тонкая, отличающая человека от всех стоящих ниже его на шкале
эволюции существ. Таковы «части», из которых состоит человек; зачастую они
скверно организованы, и их деятельность скоординирована из рук вон плохо. Но
если даже в своей обычной, «естественной» работе эти составляющие проявляют себя
настолько несовершенными, можно ли ожидать, что они смогут сублимировать из себя
нечто, способное активно действовать на более высоких уровнях? Все физические и
умственные болезни и несовершенства проистекают из неупорядоченности
функционирования вышеназванных внутренних тел, проявляясь, в свою очередь, в
виде внешних физических признаков. Так как же, в таком случае, человек сможет
войти в эфирные царства «неискалеченным» (то есть в неискаженной форме) и
совершенным во всех своих частях, не сбросив предварительно свое грубое плотское
одеяние в момент физической смерти? Единственным способом создать нечто
действительно достойное, стать предметом гордости своего строителя является
прижизненное совершенствование собственных внутренних «составляющих».
Как мы уже говорили, главной обязанностью каждого духовного зодчего является
очищение и подчинение всех своих тел с целью изгания из них неблагородных
металлов, которые человек создает для себя сам. Лишь в процессе ее
неукоснительного исполнения отдельные «части» могут быть усовершенствованы и
подчинены воле человека, их взаимодействие станет более сбалансированным, и пред
нами явится в полном смысле этого слова возвышенный, честный и справедливый
человек и масон. Ему не следует беспокоиться о том, как протекает процесс
возведения его надстройки и какой степени чистоты и совершенства она уже
достигла, поскольку строительство продвигается само, автоматически, по мере того
как человек изучает и дисциплинирует себя, проникая всё глубже в собственную
природу. Единственное, что он может