У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

делать, это время от времени сравнивать свою

работу с крестом, который служит одновременно вертикальным, горизонтальным и

равносторонним символическим эталоном. Рано или поздно обязательно наступит

момент, когда его сознание проникнет на вышестоящий уровень и он услышит призыв:

«Друг, переместись выше!» И тогда его взору наконец откроется та надстройка,

которую он возводил, будучи внизу, в темноте, и она будет совершенна во всех

отношениях, так что ее строитель по праву сможет гордиться ею. Благодаря ей он

сможет подняться на следующую ступень жизненной лестницы — в храм Соломона,

который он сам для себя построил и освятил. Этим храмом будет его новое сияющее

тело — результат неустанных тяжелых трудов, похожее скорее на шедевр Великого

Архитектора Вселенной, нежели на творение человеческих рук.

А затем будут новые, еще более высокие ступени бесконечной лестницы, которые

также предстоит покорить. Для них тоже придется строить новые тела, которые

смогут стать носителями еще большей мудрости, силы и красоты. Ибо сказано, что

первый символический храм должен быть разрушен, дабы его место смог занять

следующий, причем «слава первого дома не идет ни в какое сравнение со славою

последующего».

Однако сейчас вряд ли стоит вести речь об этих недостижимо возвышенных видах

деятельности. Будет вполне достаточно, если всё вышесказанное сможет хоть

немного помочь кому-то из читателей в строительстве его первого воздушного

храма.

«КАНАТ»

Последовательность истолкования различных масонских терминов в этой книге отнюдь

не случайна. Рассматривая их по отдельности, я в то же время стараюсь как можно

более последовательно изложить порядок действий, которые духовный архитектор

должен предпринять в процессе строительства самого себя. Мы проследили эту

последовательность, начиная с самого первого ее этапа — с возникновения в

глубине сердца страстного желания выбраться из тьмы к Свету, выйти на более

высокий уровень бытия. Далее следуют прогрессирующие стадии внешнего и

внутреннего очищения, заставляющие отступать внутренний мрак. Затем —

добровольное желание отказаться от всего, что составляет естественную

человеческую личность; и в конце концов, если кандидат справляется со всеми

этими требованиями, он по праву обретает свой «венец жизни» (как метко назван в

Библии трансцендентный уровень сознания), завершающий человеческий этап духовной

эволюции. Мы также узнали, что в своем продвижении к новому уровню сознания

человек автоматически сублимирует из своей прежней, естественной природы новое,

более тонкое тело, призванное стать носителем этого сознания и инструментом его

осознанной деятельности на сверхфизическом уровне.

Среди масонских символов и завуалированных высказываний, традиционно

используемых в наших ритуалах и наставительных лекциях для обозначения различных

деталей этого чисто научного процесса, есть еще немало таких, чье подлинное

значение вряд ли оказалось бы понятным без приведенных выше пояснений, — зато

теперь они могут и должны быть истолкованы надлежащим образом.

Одним из таких символических терминов является «канат». В своей предыдущей книге

я уже рассказал о том, что его использование на ступени признанного подмастерья

призвано продемонстрировать новичку одну важную истину: тот, кто, ощутив в себе

однажды проблеск центрального Света, решил отыскать его, уже не должен

отказываться от своего намерения; собственно говоря, это и не представляется

возможным без причинения своей высшей природе жестокого вреда, равносильного

нравственному самоубийству. В то же время ученику предписывается избегать

ненужной спешки в погоне за секретами собственного бытия, не бросаться бездумно

и опрометчиво в пока еще не подготовленное внутреннее состояние, поскольку в

этом случае он подвергает себя опасностям иного рода. Двигаться вперед

необходимо, но со всею скромностью, смирением и осторожностью, и обязательно под

квалифицированным руководством Мастера. Древняя заповедь: «Познай себя» всегда

сопровождалась еще одним афоризмом: Ne quid nimis — «Ничего сверх меры», ибо сию

науку следует усваивать постепенно, закрепляя изученное на практике. Внутреннее

просветление при этом будет становиться все более ярким и отчетливым.

Однако приведенное выше объяснение «каната» — далеко не исчерпывающее, хотя и

заключает в себе весьма полезную и важную истину (но только морального плана).

Ибо термин «канат» может рассматриваться еще и в психофизиологическом аспекте,